Отображение сетевого контента (Глобально) Отображение сетевого контента (Глобально)

Онлайн-курс как эффективный инструмент современного образования

21.09.2018

В постоянной рубрике «Новости электронного обучения» – разговор об онлайн-курсах как современном образовательном инструменте.

«Онлайн-курсы и практика их использования в учебном процессе образовательных организаций» – так назывался семинар-практикум, организованный Уральским федеральным университетом в июле 2018 года, ставший заметным событием в области российского образования. Напомним, что проведённому на семинаре анализу современных трендов и стратегии развития онлайн-образования в России была посвящена наша публикация [1]. Сегодня речь пойдёт о свойствах такого современного понятия как «онлайн-курс» и о перспективах онлайн-обучения в вузах России. Заголовок данной статьи повторяет название доклада, сделанного на семинаре директором института технологий открытого образования УрФУ Александром Аркадьевичем Карасиком.

Как подчеркнул докладчик, онлайн-курс, в том числе и МООК (англ.: Massive Open Online Course, т. е. массовый открытый онлайн курс), – это продукт с определённым набором ключевых свойств, выделяющих его среди других электронных образовательных ресурсов. Однако парадокс состоит в том, что, несмотря на почти 10-летний «стаж» использования онлайн-курсов, до сих пор не существует единого, закреплённого в нормативной базе определения этого понятия. «Википедия» определяет МООК как «обучающий курс с массовым интерактивным участием c применением технологий электронного обучения и открытым доступом через Интернет». Очевидно, это определение чересчур широко – под него подпадает множество различных образовательных ресурсов. В рамках Приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [2] командой разработчиков, в которую входил А. А. Карасик, были даны два определения:

  • - Онлайн-курс – реализуемая с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий структурированная совокупность видов, форм и средств образовательной деятельности, обеспечивающая достижение и объективную оценку определенных результатов обучения на основе комплекса электронных образовательных ресурсов, размещенных в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется доступ через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (в том числе через мобильные приложения);
  • - Массовый открытый онлайн-курс (МООК) – онлайн-курс, реализуемый одновременно для неограниченного количества обучаемых, и предоставляющий открытый доступ для всех желающих без ограничений к его содержанию и оценочным средствам в объеме, достаточном для достижения заявленных результатов обучения и их самооценки.

Таким образом, ключевыми характеристиками (массовых открытых) онлайн-курсов являются следующие их свойства:

  • - это – самостоятельный завершенный образовательный продукт, обеспечивающий достижение в установленный (краткосрочный) период определенных результатов обучения и их объективную оценку;
  • - он реализуется исключительно в форме электронного обучения через Интернет;
  • -отсутствуют синхронные формы контактной работы;
  • - обеспечивается полная автоматизация процедуры контроля, позволяющая масштабировать число обучаемых в широких пределах без увеличения затрат на сопровождение курса;
  • - курс доступен для освоения широкому кругу заинтересованных лиц без жестких требований к исходному уровню образования.

Минимальный набор признаков онлайн-курса включает:

  • - наличие комплекса коротких видео-лекций, интерактивных заданий, тестов, дополнительных материалов;
  • - строгий временной (обычно – понедельный) график учебного процесса, фиксация сроков сдачи контрольных мероприятий (наличие дедлайнов);
  • - идентификация обучающегося во время оценки результатов обучения (онлайн-прокторинг);
  • - поддержка обучающихся через форумы, возможность задать вопрос тьютору (онлайн-обучение не тождественно самообучению!);
  • - использование виртуальных лабораторий и симуляторов (особенно в технических и экономических дисциплинах) как эффективного инструмента формирования профессиональных компетенций.

Одна из привлекательных особенностей онлайн-обучения в сравнении с традиционным – это широкие возможности по использованию новых технологий. Это, в частности,

  • - учебное видео, в том числе интерактивное, геймификация, объяснение материала в формате сценариев, симуляций и историй;
  • - применение искусственного интеллекта, использование дополненной и виртуальной реальности;
  • - организация групповых форм детальности с различными сценариями;
  • - комплексные нелинейные задания проектного типа;
  • - организация обратной связи, в том числе на основе алгоритмов анализа текстов;
  • - адаптивное обучение – управление персонализированным процессом обучения на основе анализа больших данных;
  • - использование учебной аналитики, оценки состояния обучающегося с использованием биометрических технологий;
  • - учёт индивидуальных потребностей в результатах обучения при формировании плана изучения онлайн-курса.

Ещё одним неотъемлемым свойством онлайн-курсов является их многовариантность. В рамках одного и того же программного продукта онлайн-курс допускает реализацию разных сценариев обучения, контроля знаний и сертификации (см. Рис.1). Реализация каждого сценария имеет соответствующее нормативно-правовое и методическое обеспечение. Мы не будем останавливаться здесь на описании каждого сценария – для этого адресуем читателя к презентации [3] и видеозаписи выступления А. А. Карасика ([4], с 1 ч. 52 мин.).

 

 

Рис.1. Возможные сценарии реализации онлайн-курса

Онлайн-образование в России уверенно «набирает обороты». Об этом неоспоримо свидетельствует и быстрый рост количества платформ открытых онлайн-курсов (среди наиболее известных – Национальная платформа «Открытое образование» [5], Stepik [6], Лекториум [7]), и создание интегратора для разных платформ в виде информационно-поисковой системы, разработанной в рамках Приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [8]. Очевидно, что в этих условиях вузам необходимо чётко определить свою позицию в отношении включения в этот процесс – в противном случае, им не выдержать конкуренции. Здесь существует два пути:

  • - создание собственных онлайн-курсов;
  • - организация онлайн-обучения с использованием «внешних» онлайн-курсов.

Мы предлагаем преподавателям и сотрудникам КНИТУ-КАИ принять участие в обсуждении возможных вариантов внедрения онлайн-обучения в нашем университете и проблем, требующих скорейшего решения.

 

Для обратной связи с Отделом электронных технологий в образовании вы можете использовать:

форум «Электронное обучение в КНИТУ-КАИ»;

Ждём ваших вопросов и предложений.

Источники


Автор:
Отдел электронных технологий в образовании

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

Московские и нижегородские студенты впечатлены КАИ и Казанью

22.07.2024

Программа Объединенной авиастроительной корпорации «Корпоративная межрегиональная практика» подошла к концу

Выпускник КНИТУ-КАИ Ван Цзяньюань: «Скучаю по КАИ»

22.07.2024

Быть КАИстом перестать невозможно, где бы ты в итоге ни жил и сколько бы времени ни прошло

В России растет доля студентов, удовлетворенных учебой в вузе

22.07.2024

Статистика КНИТУ-КАИ подтверждает данные соцопроса, проведенного ВЦИОМ и платформой «Неравнодушный человек»

КАИсты о КАИ. Карина Вахрушева (ИАЭП):

22.07.2024

«Я верю, что мы достигнем больших вершин»

Федорову Игорю Игоревичу -75

19.07.2024

19 июля 2024 года исполняется 75 лет со дня рождения доцента кафедры КиПЛА Федорова Игоря Игоревича

ПИШ КАИ представила перспективы своего развития

19.07.2024

Выставку передовых инженерных школ развернули на китайско-российском форуме по наращиванию инженерного потенциала

Я - выпускник КАИ

19.07.2024

Радик Хасанов: Верю, будущие выдающиеся конструкторы, будущие руководители высокотехнологичных компаний начинаются здесь, в КАИ!

КАИсты о КАИ. Михаил Демин (ФМФ):

19.07.2024

«Совпало идеально: и город, и направление обучения, и вуз, который можно назвать одним из лучших»

Шайхутдинову Ильязу Гаязовичу - 80

19.07.2024

19 июля исполняется 80 лет старшему преподавателю кафедры теоретической и прикладной механики и математики И.Г. Шайхутдинову