В постоянной рубрике «Новости электронного обучения» – разговор об онлайн-курсах как современном образовательном инструменте.
«Онлайн-курсы и практика их использования в учебном процессе образовательных организаций» – так назывался семинар-практикум, организованный Уральским федеральным университетом в июле 2018 года, ставший заметным событием в области российского образования. Напомним, что проведённому на семинаре анализу современных трендов и стратегии развития онлайн-образования в России была посвящена наша публикация [1]. Сегодня речь пойдёт о свойствах такого современного понятия как «онлайн-курс» и о перспективах онлайн-обучения в вузах России. Заголовок данной статьи повторяет название доклада, сделанного на семинаре директором института технологий открытого образования УрФУ Александром Аркадьевичем Карасиком.
Как подчеркнул докладчик, онлайн-курс, в том числе и МООК (англ.: Massive Open Online Course, т. е. массовый открытый онлайн курс), – это продукт с определённым набором ключевых свойств, выделяющих его среди других электронных образовательных ресурсов. Однако парадокс состоит в том, что, несмотря на почти 10-летний «стаж» использования онлайн-курсов, до сих пор не существует единого, закреплённого в нормативной базе определения этого понятия. «Википедия» определяет МООК как «обучающий курс с массовым интерактивным участием c применением технологий электронного обучения и открытым доступом через Интернет». Очевидно, это определение чересчур широко – под него подпадает множество различных образовательных ресурсов. В рамках Приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [2] командой разработчиков, в которую входил А. А. Карасик, были даны два определения:
- - Онлайн-курс – реализуемая с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий структурированная совокупность видов, форм и средств образовательной деятельности, обеспечивающая достижение и объективную оценку определенных результатов обучения на основе комплекса электронных образовательных ресурсов, размещенных в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется доступ через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (в том числе через мобильные приложения);
- - Массовый открытый онлайн-курс (МООК) – онлайн-курс, реализуемый одновременно для неограниченного количества обучаемых, и предоставляющий открытый доступ для всех желающих без ограничений к его содержанию и оценочным средствам в объеме, достаточном для достижения заявленных результатов обучения и их самооценки.
Таким образом, ключевыми характеристиками (массовых открытых) онлайн-курсов являются следующие их свойства:
- - это – самостоятельный завершенный образовательный продукт, обеспечивающий достижение в установленный (краткосрочный) период определенных результатов обучения и их объективную оценку;
- - он реализуется исключительно в форме электронного обучения через Интернет;
- -отсутствуют синхронные формы контактной работы;
- - обеспечивается полная автоматизация процедуры контроля, позволяющая масштабировать число обучаемых в широких пределах без увеличения затрат на сопровождение курса;
- - курс доступен для освоения широкому кругу заинтересованных лиц без жестких требований к исходному уровню образования.
Минимальный набор признаков онлайн-курса включает:
- - наличие комплекса коротких видео-лекций, интерактивных заданий, тестов, дополнительных материалов;
- - строгий временной (обычно – понедельный) график учебного процесса, фиксация сроков сдачи контрольных мероприятий (наличие дедлайнов);
- - идентификация обучающегося во время оценки результатов обучения (онлайн-прокторинг);
- - поддержка обучающихся через форумы, возможность задать вопрос тьютору (онлайн-обучение не тождественно самообучению!);
- - использование виртуальных лабораторий и симуляторов (особенно в технических и экономических дисциплинах) как эффективного инструмента формирования профессиональных компетенций.
Одна из привлекательных особенностей онлайн-обучения в сравнении с традиционным – это широкие возможности по использованию новых технологий. Это, в частности,
- - учебное видео, в том числе интерактивное, геймификация, объяснение материала в формате сценариев, симуляций и историй;
- - применение искусственного интеллекта, использование дополненной и виртуальной реальности;
- - организация групповых форм детальности с различными сценариями;
- - комплексные нелинейные задания проектного типа;
- - организация обратной связи, в том числе на основе алгоритмов анализа текстов;
- - адаптивное обучение – управление персонализированным процессом обучения на основе анализа больших данных;
- - использование учебной аналитики, оценки состояния обучающегося с использованием биометрических технологий;
- - учёт индивидуальных потребностей в результатах обучения при формировании плана изучения онлайн-курса.
Ещё одним неотъемлемым свойством онлайн-курсов является их многовариантность. В рамках одного и того же программного продукта онлайн-курс допускает реализацию разных сценариев обучения, контроля знаний и сертификации (см. Рис.1). Реализация каждого сценария имеет соответствующее нормативно-правовое и методическое обеспечение. Мы не будем останавливаться здесь на описании каждого сценария – для этого адресуем читателя к презентации [3] и видеозаписи выступления А. А. Карасика ([4], с 1 ч. 52 мин.).
Рис.1. Возможные сценарии реализации онлайн-курса
Онлайн-образование в России уверенно «набирает обороты». Об этом неоспоримо свидетельствует и быстрый рост количества платформ открытых онлайн-курсов (среди наиболее известных – Национальная платформа «Открытое образование» [5], Stepik [6], Лекториум [7]), и создание интегратора для разных платформ в виде информационно-поисковой системы, разработанной в рамках Приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [8]. Очевидно, что в этих условиях вузам необходимо чётко определить свою позицию в отношении включения в этот процесс – в противном случае, им не выдержать конкуренции. Здесь существует два пути:
- - создание собственных онлайн-курсов;
- - организация онлайн-обучения с использованием «внешних» онлайн-курсов.
Мы предлагаем преподавателям и сотрудникам КНИТУ-КАИ принять участие в обсуждении возможных вариантов внедрения онлайн-обучения в нашем университете и проблем, требующих скорейшего решения.
Для обратной связи с Отделом электронных технологий в образовании вы можете использовать:
форум «Электронное обучение в КНИТУ-КАИ»;
- - электронную почту: oakashina@kai.ru, vnustyugova@kai.ru, rearkhipov@kai.ru;
- - телефон: +7 (843) 231 16 31, 8631.
Ждём ваших вопросов и предложений.
Источники
- 1. Онлайн-образование в России: тенденции и стратегия развития // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 07.09.2018. [Интернет-ресурс]. URL: https://kai.ru/news/new?id=10162608.
- 2. Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». [Интернет-ресурс]. URL: http://neorusedu.ru/
- 3. А. А. Карасик. Онлайн-курс как эффективный инструмент современного образования (презентация доклада). [Интернет-ресурс]. URL:
- http://openedu.urfu.ru/files/seminar/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BA%20%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%80%20030718%20%D0%9A%D1%83%D1%80%D1%81%D1%8B.pdf
- 4. Видеозапись первого дня семинара. [Интернет-ресурс]. URL: https://youtu.be/da0lUj94sAQ
- 5. Национальная платформа «Открытое образование». [Интернет-ресурс]. URL: http://npoed.ru/
- 6. Stepik. Каталог онлайн-курсов. [Интернет-ресурс]. URL: https://stepik.org/catalog
- 7. Лекториум. Просветительский проект. [Интернет-ресурс]. URL: https://www.lektorium.tv/
- 8. Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации. Каталог курсов. [Интернет-ресурс]. URL: https://online.edu.ru/ru/
- Автор:
- Отдел электронных технологий в образовании