Отображение сетевого контента (Глобально) Отображение сетевого контента (Глобально)

«Педагогическое обеспечение онлайн-обучения»: полезный курс от МГУ

22.03.2019

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения».

Принятый в КНИТУ-КАИ курс на развитие открытой цифровой образовательной среды университета и внедрение онлайн-обучения предполагает создание комплекса условий: организационных, материально-технических, нормативных, финансовых, кадровых [1]. Среди мероприятий, направленных на создание таких условий, нужно отметить организованные НТБ им. Н. Г. Четаева вебинары, в которых приняли участие специалисты российских вузов, лидирующих сегодня в сфере онлайн-обучения – это НИУ «Высшая школа экономики», Томский государственный университет и МГУ им. М. В. Ломоносова. (Видеозаписи вебинаров доступны в разделе «Видеоархив» [2] сайта Отдела электронных технологий в образовании (ЭТвО) на портале КНИТУ-КАИ.)

Напомним, что о вебинаре с участием директора Центра развития электронных образовательных ресурсов МГУ Дениса Янышева речь шла в новостной статье [3]. В частности, в ней говорилось о разработанных в рамках проекта «Университет без границ» курсах повышения квалификации МГУ по различным аспектам онлайн-обучения [4]. Важно, что до конца 2019 года все эти курсы бесплатны, обучение на них не привязано к конкретным датам, а значит, пройти обучение и получить документ о повышении квалификации (в случае успешного прохождения тестов) может любой желающий.

Сотрудники Отдела ЭТвО записались на несколько курсов и начали обучение. Здесь мы хотим поделиться собственным впечатлением от одного из этих курсов – «Педагогическое обеспечение онлайн-обучения» [5] и порекомендовать преподавателям КНИТУ-КАИ пройти на нем обучение.

Зачем нужно изучать вопросы педагогического обеспечения онлайн-обучения? Чем оно отличается от педагогического обеспечения традиционного обучения?

Мнение о том, что вопросы педагогики стоят особняком от повседневной практики преподавательской деятельности, как ни странно, довольно распространено в академической среде. Преподаватели технических вузов в абсолютном большинстве не имеют педагогического образования и полагают, что глубокое знание своей предметной области позволяет им компенсировать недостаточность педагогических знаний. Здесь важно понимать, что педагогическое обеспечение – это не что-то отдельное, дополнительное, а основа, фундамент обучения. Если же говорить об обучении на МООК (массовом открытом онлайн-курсе), то здесь роль педагогического сценария возрастает многократно. Дело в том, что при онлайн-обучении сильно сокращается реализация обратной связи, а значит, функция текущего, промежуточного и итогового контроля знаний возлагается (в большой степени) на интерактивные элементы онлайн-курса. Задача автора МООКа состоит в том, чтобы еще на этапе разработки самым тщательным образом продумать педагогический сценарий. Курс «Педагогическое обеспечение онлайн-обучения», на наш взгляд, может быть здесь весьма полезным.

В чем состоит основное преимущество онлайн-курса «Педагогическое обеспечение…» перед другими образовательными ресурсами?

Материалы курса привлекают и своим содержанием, и формой подачи материала. Основой педагогического сценария курса является сравнительный анализ очного и онлайн-обучения – как в отношении организации учебного процесса, так и в использовании педагогических методик. Автор курса – д.п.н., доцент МГУ Л. В. Попова – на основе анализа собственного опыта рассматривает специфику методики подготовки и записи видеолекций, специфику проведения онлайн-семинаров (вебинаров), специфику организации самостоятельной работы студентов при онлайн-обучении, дает ценные практические рекомендации.

На наш взгляд, в курсе оптимально сочетаются презентации (отражающие основные тезисы каждой темы) и учебные видеоролики, в которых эти тезисы разъясняются и комментируются. Все материалы изложены четко, просто, лаконично и конкретно – это делает обучение на курсе приятным, полезным и увлекательным.

Зачем мне обучаться на курсе «Педагогическое обеспечение…», если в ближайшее время я не планирую разработку собственных МООК?

Мы рекомендуем пройти обучение на этом курсе всем преподавателям КНИТУ-КАИ, для этого существует несколько причин:

Во-первых, в рамках цифровизации образовательной деятельности КНИТУ-КАИ в ближайшее время будет проводиться конкурс среди преподавателей вуза на разработку педагогического сценария МООК. Пакет конкурсных документов (который находится сейчас в стадии разработки) включает, в частности, подробный педагогический сценарий будущего онлайн-курса.

Во-вторых, п. 2. Приказа [6] предусматривает: «Определить в каждой ООП как минимум одну дисциплину, по которой в 2018/2019 уч.г. будет использован онлайн курс с площадки https://online.edu.ru/ru (Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации»), назначить ответственного по использованию онлайн курса и внести в протокол заседания кафедры». В целях оказания преподавателям методологической помощи по реализации этого пункта Приказа, Отделом ЭТвО для каждого института/факультета КНИТУ-КАИ была подготовлена подборка онлайн-курсов из Каталога проекта «СЦОС» [7], открытых для записи слушателей до конца текущего семестра (Рассылка подборок МООК по институтам была выполнена НТБ им. Н. Г. Четаева). Однако для эффективной организации самостоятельной работы студента с применением МООК, преподавателю необходимо самому понимать педагогические основы онлайн-обучения – и здесь предлагаемый курс может оказаться очень полезным.

В-третьих, понимание принципов педагогического обеспечения онлайн-обучения, несомненно, будет полезно преподавателям при разработке электронных курсов (в Blackboard) для веб-поддержки обучения и даже при выстраивании образовательной траектории при традиционном преподавании.

В заключение еще раз обращаем внимание преподавателей КНИТУ-КАИ на то, что до конца 2019 года курс «Педагогическое обеспечение онлайн-обучения» можно пройти бесплатно и (также бесплатно!) получить документ о повышении квалификации.

Коллектив Отдела ЭТвО открыт для обсуждения любых инициатив, связанных с электронным обучением, в том числе и с вопросами создания учебного медиаконтента и использования его в онлайн-курсах.

Для связи с Отделом ЭТвО можно использовать:

Ждем Ваших вопросов и предложений.

Источники

1. Онлайн-обучение в КНИТУ-КАИ: учебно-методические семинары // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 08.02.2019.

2. Видеоархив // Раздел сайта Отдела электронных технологий в образовании на Портале КНИТУ-КАИ.

3. Опыт МГУ в онлайн-обучении. Проект «Университет без границ» // Материал рубрики «Новости» Портала КНИТУ-КАИ от 18.02.2019.

4. Курсы повышения квалификации для преподавателей МГУ им. М. В. Ломоносова (проект «Университет без границ»).

5. Педагогическое обеспечение онлайн-обучения // Онлайн курс МГУ им. М. В. Ломоносова.

6. Приказ проректора по образовательной деятельности КНИТУ-КАИ Н. Н. Маливанова №1723-О(91378) «Аудит применения электронных ресурсов в РПУД ООП на кафедрах» от 19.11.2018.

7. Каталог онлайн-курсов проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации»


Автор:
Отдел электронных технологий в образовании

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

Московские и нижегородские студенты впечатлены КАИ и Казанью

22.07.2024

Программа Объединенной авиастроительной корпорации «Корпоративная межрегиональная практика» подошла к концу

Выпускник КНИТУ-КАИ Ван Цзяньюань: «Скучаю по КАИ»

22.07.2024

Быть КАИстом перестать невозможно, где бы ты в итоге ни жил и сколько бы времени ни прошло

В России растет доля студентов, удовлетворенных учебой в вузе

22.07.2024

Статистика КНИТУ-КАИ подтверждает данные соцопроса, проведенного ВЦИОМ и платформой «Неравнодушный человек»

КАИсты о КАИ. Карина Вахрушева (ИАЭП):

22.07.2024

«Я верю, что мы достигнем больших вершин»

Федорову Игорю Игоревичу -75

19.07.2024

19 июля 2024 года исполняется 75 лет со дня рождения доцента кафедры КиПЛА Федорова Игоря Игоревича

ПИШ КАИ представила перспективы своего развития

19.07.2024

Выставку передовых инженерных школ развернули на китайско-российском форуме по наращиванию инженерного потенциала

Я - выпускник КАИ

19.07.2024

Радик Хасанов: Верю, будущие выдающиеся конструкторы, будущие руководители высокотехнологичных компаний начинаются здесь, в КАИ!

КАИсты о КАИ. Михаил Демин (ФМФ):

19.07.2024

«Совпало идеально: и город, и направление обучения, и вуз, который можно назвать одним из лучших»

Шайхутдинову Ильязу Гаязовичу - 80

19.07.2024

19 июля исполняется 80 лет старшему преподавателю кафедры теоретической и прикладной механики и математики И.Г. Шайхутдинову