Отображение сетевого контента (Глобально) Отображение сетевого контента (Глобально)

Онлайн-обучение в КНИТУ-КАИ: учебно-методические семинары

08.02.2019

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения».

В мае 2018 года на Ученом совете КНИТУ-КАИ был рассмотрен вопрос о цифровизации университета, в том числе и онлайн-обучение. В рамках реализации решений по этому вопросу 14 декабря 2018 года ректор Альберт Гильмутдинов провел методический семинар «Цифровые образовательные технологии в КНИТУ-КАИ» [1].

Ранее на кафедрах был проведен аудит применения электронных ресурсов в рабочих программах учебных дисциплин основных образовательных программ (Приказ №1723-О «Аудит применения электронных ресурсов в РПУД ООП на кафедрах» от 19 ноября 2018 года). В рамках Приказа  было предусмотрено, что каждая основная образовательная программа должна содержать «как минимум одну дисциплину, по которой в 2018/2019 учебном году будет использован онлайн-курс», доступный в Каталоге Приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [2], и будет назначен ответственный по использованию онлайн-курса.

В материале ([3], раздел «Университет в свете развития онлайн-обучения – вызов принят?») подчеркивалось, что внедрение онлайн-обучения означает переход на качественно новый уровень применения электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ), поскольку онлайн-обучение основано на принципиально иной методологии. Это касается не только создания в вузе собственных онлайн-курсов, но и использования так называемых МООКов – массовых открытых онлайн-курсов, которые сегодня уверенно осваивают мировое образовательное пространство (см. [4], статья «МООК» и приведенные там ссылки).

В России в 2015 году был реализован крупный образовательный проект – создана Национальная платформа «Открытое образование» [5], которая сегодня предлагает более 330 онлайн-курсов по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах. В создании этих курсов участвовали специалисты из нескольких ведущих вузов России (МГУ, Уральский федеральный университет, Томский государственный университет, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) и др.). Приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [6], утвержденный Правительством РФ 25 октября 2016 года в рамках реализации государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы нацелен на обеспечение качественного и доступного онлайн-обучения граждан страны с помощью цифровых технологий. Каталог онлайн-курсов, созданный в рамках этого проекта, предоставляет пользователям развитый поисковый интерфейс к 1034 онлайн-курсам, предусмотренных учебными планами различных программ высшего и среднего профессионального образования (более 800); в Каталоге представлены курсы 113 вузов России (все цифры приведены по состоянию на 6 февраля 2019 года). Таким образом, конкуренция в сфере онлайн-образования сегодня очень высока. Университету, чтобы удержать свои позиции в образовательном пространстве, несомненно, необходимо быть в русле современных тенденций. Однако нужно понимать, что внедрение онлайн-обучения в вузе – это сложный процесс, затрагивающий (в той или иной степени) всю организационную структуру вуза и требующий создания целого комплекса условий: нормативно-правовых, организационных, материально-технических, финансовых и методологических.

Вопросам создания условий для внедрения онлайн-обучения в КНИТУ-КАИ была посвящена серия учебно-методических семинаров «Цифровые образовательные технологии в обучении», проведенных во всех институтах / на факультете КНИТУ-КАИ в преддверии начала нового семестра (с 29 января по 5 февраля 2019 года) Отделом электронных технологий в образовании и советником ректора Г. В. Ившиной.

На первом семинаре в Институте авиации, наземного транспорта и энергетики (ИАНТЭ) 29 января 2019 года проректор по образовательной деятельности КНИТУ-КАИ Алексей Лопатин подчеркнул, что внедрение онлайн-обучения в КНИТУ-КАИ – не самоцель, а необходимое условие сохранения лидерства нашего вуза. Он довел до сведения собравшихся решение Ученого совета университета от 28 января 2019 года о проведении конкурса на разработку МООК, материальном стимулировании авторов онлайн-курсов и о создании вузом материально-технических условий для обеспечения технической и методической поддержки процесса создания онлайн-курсов.

В работе семинаров также приняла участие начальник Учебно-методического управления КНИТУ-КАИ Екатерина Загребина, которая поделилась своим опытом обучения на онлайн-курсах.

Начальник Отдела электронных технологий в образовании (ОЭТвО) Ольга Кашина, ведущий специалист по учебно-методической работе ОЭТвО Виктория Устюгова, ведущий инженер-программист ОЭТвО Игорь Ермолаев представили результаты анализа опыта российских вузов, лидирующих в сфере онлайн-обучения (УрФУ, ТГУ, МГУ, РАНХиГС и др.) и рассмотрели конкретные задачи внедрения онлайн-обучения в КНИТУ-КАИ:

  • - Онлайн-курсы – основа открытого образования (Г. В. Ившина)
  • - Модели применения онлайн-курсов при реализации образовательных программ (опыт ТГУ) (В. Н. Устюгова);
  • - Разработка и актуализация учебного медиа-контента (И. С. Ермолаев);
  • - Организационно-финансовые аспекты разработки и использования массовых открытых онлайн-курсов (МООК) (О. А. Кашина);

Проблемы онлайн-образования и другие аспекты электронного обучения постоянно освещаются в материалах рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ. С полным перечнем материалов (по состоянию на 6 февраля 2019 года) можно ознакомиться в [6].

Кардинальные изменения методики и технологии образования, связанные с применением ЭО, ДОТ и особенно с внедрением онлайн-обучения, требуют тщательного изучения, научно обоснованного подхода. Мы стараемся следить за новыми публикациями в этой сфере в научных российских и зарубежных изданиях, и сами ведем исследовательскую работу, с результатами которой можно ознакомиться в [7].

Приглашаем преподавателей КНИТУ-КАИ и всех заинтересованных лиц принять участие в обсуждении возможности и целесообразности внедрения онлайн-обучения в университете.

Для связи с Отделом ЭТвО можно использовать:

– электронную почту: oakashina@kai.ru, vnustyugova@kai.ru, rearkhipov@kai.ru;

– телефон: +7 (843) 231 16 31, 8631.

– форум «Электронное обучение в КНИТУ-КАИ».

Ждем Ваших вопросов и предложений.

Источники

1. Ректорский семинар «Цифровые образовательные технологии в КНИТУ-КАИ» // Материал рубрики НТБ им. Н. Г. Четаева от 17.12.2018.

2. Современная цифровая образовательная среда // Приоритетный проект Министерства образования и науки РФ.

3. Накануне Нового года – подводим итоги, составляем планы… // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 28.12.2018.

4. Терминология E-learning // Раздел сайта Отдела электронных технологий в образовании на Портале КНИТУ-КАИ.

5. Национальная платформа открытого образования // Каталог онлайн-курсов.

6. Новости электронного обучения – все материалы рубрики (по состоянию на 06.02.2019).

7. Полезные материалы / Статьи // Раздел сайта Отдела электронных технологий в образовании на Портале КНИТУ-КАИ.

Отдел электронных технологий в образовании, НТБ им. Н. Г. Четаева


Автор:
Отдел электронных технологий в образовании / НТБ им. Н. Г. Четаева

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

Московские и нижегородские студенты впечатлены КАИ и Казанью

22.07.2024

Программа Объединенной авиастроительной корпорации «Корпоративная межрегиональная практика» подошла к концу

Выпускник КНИТУ-КАИ Ван Цзяньюань: «Скучаю по КАИ»

22.07.2024

Быть КАИстом перестать невозможно, где бы ты в итоге ни жил и сколько бы времени ни прошло

В России растет доля студентов, удовлетворенных учебой в вузе

22.07.2024

Статистика КНИТУ-КАИ подтверждает данные соцопроса, проведенного ВЦИОМ и платформой «Неравнодушный человек»

КАИсты о КАИ. Карина Вахрушева (ИАЭП):

22.07.2024

«Я верю, что мы достигнем больших вершин»

Федорову Игорю Игоревичу -75

19.07.2024

19 июля 2024 года исполняется 75 лет со дня рождения доцента кафедры КиПЛА Федорова Игоря Игоревича

ПИШ КАИ представила перспективы своего развития

19.07.2024

Выставку передовых инженерных школ развернули на китайско-российском форуме по наращиванию инженерного потенциала

Я - выпускник КАИ

19.07.2024

Радик Хасанов: Верю, будущие выдающиеся конструкторы, будущие руководители высокотехнологичных компаний начинаются здесь, в КАИ!

КАИсты о КАИ. Михаил Демин (ФМФ):

19.07.2024

«Совпало идеально: и город, и направление обучения, и вуз, который можно назвать одним из лучших»

Шайхутдинову Ильязу Гаязовичу - 80

19.07.2024

19 июля исполняется 80 лет старшему преподавателю кафедры теоретической и прикладной механики и математики И.Г. Шайхутдинову