Отображение сетевого контента (Глобально) Отображение сетевого контента (Глобально)

КНИТУ-КАИ развивает электронную информационно-образовательную среду

18.08.2020

Проект по созданию онлайн-курса «Компьютерное моделирование» выиграл грант Министерства науки и высшего образования РФ.

В июне 2020 года комиссия от Министерства науки и высшего образования РФ отобрала 57 проектов по созданию онлайн-курсов и выделила каждому грант на реализацию. В числе грантополучателей, подтвердивших свою значимость для образования, оказался проект команды ИКТЗИ с онлайн-курсом (МООК) «Компьютерное моделирование».

В рамках реализации решений Ученого совета по вопросу «О цифровизации КНИТУ-КАИ» для развития открытой образовательной среды КНИТУ-КАИ в 2019 году был выбран курс на создание своих онлайн курсов. Первой ступенью на этом пути явился Конкурс на создание массовых открытых онлайн-курсов КНИТУ-КАИ. На итоговом заседании жюри, 25 июня 2019 года, авторы защитили свои заявки, обосновав актуальность, перспективность выбранных тем для разработки МООК. Среди победителей был и проект по созданию онлайн-курса «Компьютерное моделирование». Руководитель проекта и автор курса Светлана Новикова рассказала, с чего начинался курс, кто участвует в реализации проекта и почему нет ничего лучше живого общения с аудиторией.

 

О курсе

Курс «Компьютерное моделирование» предназначен для студентов бакалавриата. В КНИТУ-КАИ, в частности, его изучают во втором семестре третьего курса те, кто учится  по направлениям «Прикладная математика», «Информатика и вычислительная техника». Курс обзорный, подходит для технических специальностей в общем. По условиям гранта курс должен быть готов в сентябре, поэтому мы сейчас активно снимаемся.

Перед тем, как я начала его читать пять лет назад, я ознакомилась с другими курсами по схожей тематике: выяснилось, что каждый преподаватель фокусируется на каком-то одном разделе моделирования, тем самым сужая представление студентов о возможностях компьютерного моделирования. Поэтому я решила сделать обзорный курс: у меня есть блоки «Аналитическое моделирование», «Регрессионный анализ», «Имитационное моделирование», в конце – блоки по искусственному интеллекту и нейронным сетям.  Проходя курс, студент получает широкие базовые навыки, и все это подкрепляется лабораторными работами, где он может модели, изученные на лекциях, реализовывать на практике. Было бы здорово, если мои студенты могли пользоваться разрабатываемым онлайн-курсом. Он будет выложен на платформе Stepik и на площадке СЦОС РФ.

Конкурс [по отбору курсов на конкурс МООК] проходил внутри университета, и на ученом совете в декабре были подведены итоги. Тогда же мы начали писать сценарий видеолекций, разрабатывать программу онлайн-курса, и с февраля приступили к съемкам. К тому моменту, как мы выиграли грант, у нас уже были наработки.

Курс очень интересный, емкий, там много составляющих, и из-за этого он может быть очень ярко представлен. Он не монотонный, не тяжелый. Можно привести яркие примеры, с экспериментами. Думаю, именно поэтому его и отобрали, когда мы подались на конкурс МООК.

Опыт

Это не первый опыт создания онлайн-курсов. В 2015-2019 г КНИТУ - КАИ выиграл грант на создание курса для портала  «Образование на русском»Этот курс был ознакомительным и показывал возможности КАИ в плане обучения на русском языке. Нас было около 10 преподавателей, мы готовили каждый свою часть курса. Например, я готовила материалы по математическому моделированию, теории игр. Это был первый подобный опыт, и он очень помог в будущем.

Команда

Сейчас наш коллектив состоит из трех человек. Это я и два преподавателя с нашей кафедры: кандидат технических наук, доцент Валитова Наталья Львовна и старший преподаватель Кремлева Эльмира Шамильевна. Мы дружим с 1990-го, с того самого момента, как поступили в КАИ на кафедру прикладной математики. Мы вместе учились на специалитете 5,5 лет, потом остались на кафедре. Нашей дружбе исполняется в это году 30 лет! Поэтому мы не просто коллектив соавторов, но команда очень близких друзей. Это не первый наш совместный проект, мы уже настолько сработались, что понимаем друг друга с полуслова и работаем очень продуктивно.

Изначально мы договорились распределять работу поровну: каждый делает всё, но понемногу. Но в процессе поняли, что это не лучший вариант, поэтому распределили обязанности таким образом: я занимаюсь видеолекциями, и я же являюсь «говорящей головой» (у меня есть опыт публичных выступлений); лабораторными работами – Эльмира Шамильевна (она является моим ассистентом на кафедре); Наталья Львовна – специалист по базам данных, и она выкладывает материалы на образовательную платформу, формирует тесты.

Онлайн и оффлайн

Я считаю, что в условиях эпидемии, когда мы физически не могли читать лекции очно, вариант с онлайн-обучением лучший. Какие-то элементы удобнее проводить дистанционно, например, промежуточную аттестацию. Тот курс, который мы сейчас разрабатываем - видеолекции, лабораторные работы, практические, лекции в текстовом виде, примеры – это лучший вариант, если человек не может слушать живого лектора. Но лучше живого общения с аудиторией нет ничего. Когда я читаю в аудитории, я получаю обратную связь. Я могу следить за их реакцией. Вот я вижу: они заскучали, я сразу понимаю, что нужно привлечь внимание. Если начинается оживление через край – то я понимаю, что темп нужно уже сбавить, переходить на формулы, например. А когда это записанная лекция, обратной связи нет, и не всегда можно угадать интересы аудитории. Тем не менее, в онлайн-курсе есть средства организации обратной связи, которые мы активно используем.

 

Начало одной из видеолекций онлайн-курса «Компьютерное моделирование»

 

Справка. До 2019 года в университете активно развивалась электронная информационно-образовательная среда КНИТУ-КАИ, в составе которой есть система электронного обучения на платформе LMS Blackboard - проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий обучения для обучающихся КНИТУ-КАИ всех форм обучения; система электронного обучения по программам дополнительного образования КНИТУ-КАИ; электронные информационные и образовательные ресурсы НТБ им. Н. Г. Четаева: электронный каталог, электронно-библиотечная система КНИТУ-КАИ, внешние электронно-библиотечные системы и базы; каталог электронно-образовательных ресурсов КНИТУ-КАИ; система тестирования абитуриентов для внутренних вступительных испытаний; сервис для проведения вебинаров и видеоконференций; и др. К аккредитации в 2018 году практически по РПУД всех ОП были обновлены или созданы электронные курсы (ЭК) на LMS Blackboard.

Автор:
Пресс-служба КНИТУ-КАИ/Отдел электронных технологий в образовании

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

КНИТУ-КАИ: в фокусе – управление человеческим капиталом

27.03.2024

В университете прошла проектно-аналитическая сессия с экспертами «Социоцентра»

Студентка КИТ КАИ стала «Медийщиком года» в Татарстане

27.03.2024

Состоялся финал Республиканской премии для обучающихся профессиональных образовательных организаций «Достижение года – 2023»

99 лет отметил ветеран КАИ Файзулхак Газизович Газизуллин

27.03.2024

Профессор-экономист, участник Парада Победы - 1945, живая легенда КАИ, Файзулхак Газизович принимал поздравления от коллег

На базе КНИТУ-КАИ появился новый диссертационный совет

26.03.2024

Министерство науки и высшего образования опубликовало приказ о выдаче разрешения на создание совета по защите диссертаций

Ученые КНИТУ-КАИ запатентовали новый способ изготовления оснастки

26.03.2024

Обновленная оснастка уже внедрена в производство на АО «УЗГА», АО «Кронштадт», АО «ИЭМЗ «Купол» и АО «ПРОМТЕХ-Ульяновск»

КНИТУ-КАИ приглашает всех на «Научный Бум»!

26.03.2024

Всероссийский карьерный форум «Научный BOOM» стартует 29 марта на площадке 8-го здания университета

В КНИТУ-КАИ обсудили перспективное развитие с экспертами «Социоцентра»

25.03.2024

С 25 по 27 марта в университете проходит проектно-аналитическая сессия (ПАС) по реализации программы «Приоритет 2030»

Студенты ИИЭиП заявили о себе на федеральных площадках

25.03.2024

Инсаф Тагиров и Рамиль Садыков вернулись из Москвы с новыми компетенциями

КАИсты обошли в студенческой кибербитве МФТИ и МИРЭА

25.03.2024

Команда кафедры систем информационной безопасности КНИТУ-КАИ победила в «Студенческой кибербитве» в Москве