Материал по итогам VII Международной Интернет-конференции VRME-2017 – в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения».
Тенденции развития открытых онлайн курсов сегодня вызывают все больший интерес мирового академического сообщества. Большое внимание этой теме было уделено, в частности, на VII Международной научно-практической Интернет-конференции «Виртуальная реальность современного образования» –VRME-2017 (2-6 октября 2017 года), итогам которой был посвящен наш материал «Онлайн-курсы и ресурс «Одного окна»» от 3 ноября.
Одним из заметных событий конференции стал доклад, сделанный начальником научно-методического отдела Института дистанционного образования (ИДО) Томского государственного университета (ТГУ) О. М. Бабанской – «Преподаватель в МООК или «МУКи» преподавателя».
Данный материал посвящен анализу основных положений этого доклада.
Чем интересен опыт ТГУ?
- - Томский государственный университет – один из первых российских вузов, где стали реализоваться (с 2014 года) образовательные программы (в том числе – международные) с использованием дистанционных технологий;
- - ТГУ имеет налаженные связи с шестью платформами массовых открытых онлайн-курсов. Это российские Национальная платформа «Открытое образование», Лекториум, Stepic, всемирно известные проекты Coursera и EdX, европейская платформа Iversity. Число слушателей, обучившихся на МООК ТГУ, составляет 150 000 человек;
- - ТГУ, как было отмечено на конференции, отличает высокий профессионализм в организации всех видов работ, связанных с созданием онлайн курсов и использованием их в учебном процессе;
- - Специалисты ТГУ ведут большую исследовательскую работу по вопросам электронного обучения, включая применение дистанционных образовательных технологий, и охотно делятся своим опытом в этой области.
Как организован процесс создания открытых онлайн курсов в ТГУ?
Разработка массовых открытых онлайн курсов (МООК) в ТГУ – это длительный (от трех до шести месяцев), очень тщательно планируемый процесс. Важно, что отбор педагогических сценариев будущих МООК происходит на конкурсной основе.
На предварительном этапе происходит:
- - Подготовка педагогического сценария курса (это делает автор при участии методиста);
- - Содержательная экспертиза контента (независимыми экспертами);
- - Корректировка контента и педагогического сценария (автором курса).
На предварительном этапе происходит также выбор платформы, на которой будет размещаться МООК – а это, в свою очередь, определяет целевую аудиторию и, как следствие, вид будущего онлайн курса:
- - Узкоспециальный или
- - Научно-популярный.
Основой экспертизы заявок являются чек-листы, предложенные командой Coursera и модифицированные специалистами ИДО ТГУ.
Конкурс заявок предусматривает также:
- - Запись пробного видеоролика одной лекции;
- - Публичную защиту заявки.
Среди множества критериев, по которым происходит отбор заявок, следует отметить:
- - Обоснование новизны и актуальности онлайн курса в сравнении его с курсами близкой тематики, размещенными на популярных платформах МООК;
- - Востребованность курса за пределами ТГУ, в том числе – за рубежом;
- - Имеющийся у автора задел в данной области и опыт участия в аналогичных проектах;
- - Возможность реализации курса на двух языках;
- - Результаты публичной защиты заявки.
После отбора заявок авторам будущих МООК предлагается пройти обучение в рамках ежегодно проводимой ТГУ Сибирской школы МООК.
Каковы основные этапы разработки онлайн курса?
Основными этапами разработки МООК являются:
- - Формирование команды курса;
- - Определение содержания работ;
- - Составление календарного плана;
- - Составление сметы на разработку курса;
- - Составление технического задания для авторов курсов.
Кто входит в команду разработки онлайн курса?
Каждый онлайн курс – это продукт большого коллективного труда.
Минимальный состав команды разработчиков включает следующих специалистов:
- - Руководитель проекта;
- - Методист – специалист, хорошо разбирающийся в области педагогического проектирования;
- - Режиссер-оператор;
- - Режиссер монтажа;
- - Корректор текстовых материалов;
- - Специалист по размещению и куратор курса на платформе открытого образования;
- - Специалист по продвижению курса;
- - Независимые эксперты содержания курса (как минимум, два эксперта для каждого курса);
- - Технические специалисты платформы открытого образования;
- - Аналитик.
Как меняется ли роль преподавателя в условиях онлайн обучения?
В условиях онлайн обучения, безусловно, возрастают требования к компетенциям преподавателей. Появляются новые функции, новые роли: тьютор, ментор, сопровождающий учебный процесс. Вопрос о роли и месте преподавателя при онлайн обучении очень острый и дискуссионный – он заслуживает отдельного рассмотрения и обсуждения.
Более подробную информацию можно получить на официальном сайте конференции «Виртуальная реальность современного образования».
Уважаемые преподаватели КНИТУ-КАИ!
Мы продолжаем анкетирование ППС КНИТУ-КАИ по проблемам создания и использования открытых онлайн курсов. В настоящее время Отделом электронных технологий в образовании разрабатываются документы, определяющие стратегию развития КНИТУ-КАИ в сфере современных образовательных технологий. Мы стараемся учесть мнения преподавателей по содержащимся в Анкете вопросов.
Ждем ваших ответов.
АНКЕТА «Открытые онлайн курсы – PRO и КОНТРА»
Для обратной связи с Отделом электронных технологий в образовании можно использовать форум «Электронное обучение в КНИТУ-КАИ», электронную почту: oakashina@kai.ru, vnustyugova@kai.ru, rearkhipov@kai.ru или телефон: +7 (843) 231 16 31, 8631. Ждем ваших вопросов и предложений.
- Автор:
- Отдел электронных технологий в образовании