Отображение сетевого контента (Глобально) Отображение сетевого контента (Глобально)

Открытые онлайн-курсы: опыт Томского государственного университета

17.11.2017

Материал по итогам VII Международной Интернет-конференции VRME-2017 – в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения».

Тенденции развития открытых онлайн курсов сегодня вызывают все больший интерес мирового академического сообщества. Большое внимание этой теме было уделено, в частности, на VII Международной научно-практической Интернет-конференции «Виртуальная реальность современного образования» –VRME-2017 (2-6 октября 2017 года), итогам которой был посвящен наш материал «Онлайн-курсы и ресурс «Одного окна»» от 3 ноября.

Одним из заметных событий конференции стал доклад, сделанный начальником научно-методического отдела Института дистанционного образования (ИДО) Томского государственного университета (ТГУ) О. М. Бабанской – «Преподаватель в МООК или «МУКи» преподавателя».

Данный материал посвящен анализу основных положений этого доклада.

Чем интересен опыт ТГУ?

  • - Томский государственный университет – один из первых российских вузов, где стали реализоваться (с 2014 года) образовательные программы (в том числе – международные) с использованием дистанционных технологий;
  • - ТГУ имеет налаженные связи с шестью платформами массовых открытых онлайн-курсов. Это российские Национальная платформа «Открытое образование», Лекториум, Stepic, всемирно известные проекты Coursera и EdX, европейская платформа Iversity. Число слушателей, обучившихся на МООК ТГУ, составляет 150 000 человек;
  • - ТГУ, как было отмечено на конференции, отличает высокий профессионализм в организации всех видов работ, связанных с созданием онлайн курсов и использованием их в учебном процессе;
  • - Специалисты ТГУ ведут большую исследовательскую работу по вопросам электронного обучения, включая применение дистанционных образовательных технологий, и охотно делятся своим опытом в этой области.

Как организован процесс создания открытых онлайн курсов в ТГУ?

Разработка массовых открытых онлайн курсов (МООК) в ТГУ – это длительный (от трех до шести месяцев), очень тщательно планируемый процесс. Важно, что отбор педагогических сценариев будущих МООК происходит на конкурсной основе.

На предварительном этапе происходит:

  • - Подготовка педагогического сценария курса (это делает автор при участии методиста);
  • - Содержательная экспертиза контента (независимыми экспертами);
  • - Корректировка контента и педагогического сценария (автором курса).

На предварительном этапе происходит также выбор платформы, на которой будет размещаться МООК – а это, в свою очередь, определяет целевую аудиторию и, как следствие, вид будущего онлайн курса:

  • - Узкоспециальный или
  • - Научно-популярный.

Основой экспертизы заявок являются чек-листы, предложенные командой Coursera и модифицированные специалистами ИДО ТГУ.

Конкурс заявок предусматривает также:

  • - Запись пробного видеоролика одной лекции;
  • - Публичную защиту заявки.

Среди множества критериев, по которым происходит отбор заявок, следует отметить:

  • - Обоснование новизны и актуальности онлайн курса в сравнении его с курсами близкой тематики, размещенными на популярных платформах МООК;
  • - Востребованность курса за пределами ТГУ, в том числе – за рубежом;
  • - Имеющийся у автора задел в данной области и опыт участия в аналогичных проектах;
  • - Возможность реализации курса на двух языках;
  • - Результаты публичной защиты заявки.

После отбора заявок авторам будущих МООК предлагается пройти обучение в рамках ежегодно проводимой ТГУ Сибирской школы МООК.

Каковы основные этапы разработки онлайн курса?

Основными этапами разработки МООК являются:

  • - Формирование команды курса;
  • - Определение содержания работ;
  • - Составление календарного плана;
  • - Составление сметы на разработку курса;
  • - Составление технического задания для авторов курсов.

Кто входит в команду разработки онлайн курса?

Каждый онлайн курс – это продукт большого коллективного труда.

Минимальный состав команды разработчиков включает следующих специалистов:

  • - Руководитель проекта;
  • - Методист – специалист, хорошо разбирающийся в области педагогического проектирования;
  • - Режиссер-оператор;
  • - Режиссер монтажа;
  • - Корректор текстовых материалов;
  • - Специалист по размещению и куратор курса на платформе открытого образования;
  • - Специалист по продвижению курса;
  • - Независимые эксперты содержания курса (как минимум, два эксперта для каждого курса);
  • - Технические специалисты платформы открытого образования;
  • - Аналитик.

Как меняется ли роль преподавателя в условиях онлайн обучения?

В условиях онлайн обучения, безусловно, возрастают требования к компетенциям преподавателей. Появляются новые функции, новые роли: тьютор, ментор, сопровождающий учебный процесс. Вопрос о роли и месте преподавателя при онлайн обучении очень острый и дискуссионный – он заслуживает отдельного рассмотрения и обсуждения.

Более подробную информацию можно получить на официальном сайте конференции «Виртуальная реальность современного образования».

Уважаемые преподаватели КНИТУ-КАИ!

Мы продолжаем анкетирование ППС КНИТУ-КАИ по проблемам создания и использования открытых онлайн курсов. В настоящее время Отделом электронных технологий в образовании разрабатываются документы, определяющие стратегию развития КНИТУ-КАИ в сфере современных образовательных технологий. Мы стараемся учесть мнения преподавателей по содержащимся в Анкете вопросов.

Ждем ваших ответов.

АНКЕТА «Открытые онлайн курсы – PRO и КОНТРА»

Для обратной связи с Отделом электронных технологий в образовании можно использовать форум «Электронное обучение в КНИТУ-КАИ», электронную почту: oakashina@kai.ru, vnustyugova@kai.ru, rearkhipov@kai.ru или телефон: +7 (843) 231 16 31, 8631. Ждем ваших вопросов и предложений.


Автор:
Отдел электронных технологий в образовании

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

«Трендвотчинг 3.0»: как это было

17.04.2024

Вспомним самые яркие моменты бизнес-игры апреля 2024 года

От тренинга – к акселератору

17.04.2024

В весенней серии тренингов «Трендвотчинг – игра для предпринимателей» в КНИТУ-КАИ приняло участие 366 студентов

Представители ПИШ КАИ и Университета Иннополис обменялись опытом

17.04.2024

Встреча состоялась на территории Иннополиса 16 апреля.

Призеров конкурса «IT-инженерия будущего» чествовали в университете

17.04.2024

Кафедра автоматизированных систем обработки информации и управления пригласила победивших школьников на церемонию награждения

Ученые КНИТУ-КАИ разработали новый квантовый источник света

17.04.2024

Издание «Коммерсант.Наука» рассказывает о совместной разработке ученых Казанского квантового центра и МГУ им. М. В. Ломоносова

«Трендвотчинг» в КАИ: главное – команда!

16.04.2024

Второй день работы тренинга «Трендвотчинг – игра для предпринимателей» в КНИТУ-КАИ отчетливо это продемонстрировал

КАИсты проекта «Крылья Ростеха» победили на Международной конференции

16.04.2024

Студенты ИАНТЭ полностью заняли пьедестал почета в секции «Английский язык и авиация»

КазРО РАКЦ провело «Космический десант – 2024»

16.04.2024

Более десятка мероприятий провело Казанское реготделение Российской академии космонавтики в преддверии 12 апреля

«Трендвотчинг 3.0»: КАИ открыл третью серию тренингов по техпреду!

15.04.2024

В университете стартовал очередной бизнес-челлендж «Трендвотчинг – игра для предпринимателей»