Отображение сетевого контента (Глобально) Отображение сетевого контента (Глобально)

Мифы и «рифы» онлайн-образования

20.04.2018

В новом материале в рамках рубрики «Новости электронного обучения» – о перспективах и проблемах онлайн-образования.

Несмотря на то, что онлайн-образование сегодня всё отчётливее формируется как международная индустрия, в которую вовлекаются огромные трудовые и финансовые ресурсы, дискуссии о перспективах электронного обучения не теряют своей актуальности. Как любое масштабное явление, онлайн-образование порождает немало мифов и ложных представлений. Наиболее типичные из них развенчиваются публикацией [1]. Однако оценка не будет объективной, а понимание происходящих процессов не будет полным, если не принимать во внимание существующие проблемы и «подводные камни» на пути развития онлайн-обучения.

В данной публикации мы рассмотрим объективную основу наиболее живучих мифов об онлайн-образовании. Приглашаем всех преподавателей, сотрудников и студентов КНИТУ-КАИ к обсуждению данной проблематики.

Миф 1. Онлайн-обучение — это дистанционное образование в «новой обёртке»

Мнение о том, что онлайн-образование – это то же самое, что дистанционное или даже традиционное заочное, чрезвычайно распространён. Приверженцы этой точки зрения «проецируют» все недостатки этих форм обучения на обучение онлайн (главным образом, речь идёт об отсутствии взаимодействия между участниками учебного процесса и об ограниченном наборе обучающих инструментов).

Развенчивая этот миф, авторы [1] приводят в качестве аргумента тот факт, что современные дистанционные образовательные технологии позволяют преодолеть эти недостатки, сделать общение онлайн почти таким же эффективным, как и общение в аудитории. При этом они ссылаются на индустрию МООК (массовых открытых онлайн курсов) как на качественно новую ступень развития образования.

Ни в коей мере не умаляя роли МООК в современном образовательном процессе, мы считаем необходимым отметить следующее:

Обучение на платформах МООК нельзя отождествлять с высшим (или средним, средним специальным) образованием с получением соответствующего диплома. Абсолютное большинство МООК – это отдельные курсы, причём, как правило, сильно популяризованные. Да, действительно, в последнее время некоторые общедоступные образовательные интернет-платформы (Coursera, EdX, Udacity) стали создавать отдельные небольшие программы, включающие в себя до 10 онлайн курсов. Однако такие «специализации» уже являются платными, и реализуются они согласно строгим графикам (так называемые «сессионные» МООК). Сертификат о специализации выдаётся только в том случае, если сданы все контрольные мероприятия по всем онлайн-курсам, входящим в данный пакет. Подробный анализ МООК мы провели в [2]. Остановимся лишь на основных проблемах, которые могут возникнуть у потенциальных слушателей (групп студентов вуза) при онлайн-обучении:

  • - Обучение на МООК – это в большей степени индивидуальное обучение по интересам (обучаются отдельные слушатели, а не академические группы вуза).
  • - Несмотря на всё возрастающие требования к качеству онлайн-курсов, в большинстве случаев оно всё ещё оставляет желать лучшего (см., например, [3]).
  • - Онлайн-курсы по структуре и содержанию могут сильно отличаться от Рабочих программ соответствующих дисциплин, предусмотренных утверждёнными в вузах учебными планами.
  • - Сроки обучения на сессионных МООК обычно не соответствуют традиционной «разбивке» учебного плана по семестрам.
  • - Разрыв между количеством слушателей, записавшихся на онлайн-курс, и получивших документ о завершении обучения, остаётся колоссальным – последние составляют, в среднем лишь 5-7% от числа слушателей.

Тем самым, по нашему мнению, на данный момент МООК следует рассматривать не как замену традиционному образованию, а как дополнительную возможность поддержки традиционного обучения, в частности – для организации самостоятельной работы студента.

Миф 2. Россия отстает от других стран во внедрении онлайн-обучения

Авторы [1] отрицают отставание России от США и ряда Европейских стран в сфере онлайн обучения, приводя, в частности, следующие факты:

  • - создание Ассоциации «Национальная платформа открытого образования» (НПОО), предлагающей сотни онлайн-курсов по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах [4];
  • - реализация приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ» («СЦОС в РФ») Министерства образования и науки России, целью которого является «создание условий для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства». Подробнее о проекте «СЦОС в РФ» как об одном из трендов развития отечественного образования мы говорим в [5].

Действительно, первые платформы открытых онлайн-курсов (Интуит (2003), Лекториум (2009)) появились в России даже раньше, чем популярные западные платформы Coursera (2012), EdX (2012), Udacity (2011). Если и говорить об отставании России, то, на наш взгляд, здесь речь может идти лишь о большей инерции общественного мнения в отношении использования онлайн-курсов в учебном процессе. В частности, в КНИТУ-КАИ четверть преподавателей, принявших участие в проводимом Отделом электронных технологий в образовании Анкетировании «Открытые онлайн курсы: PRO & CONTRA» считают МООК «весьма вредным явлением, попыткой заменить классическое образование неким «суррогатом». Подробнее о результатах анкетирования см. в [6].

Тем самым, по нашему мнению, отставание России в области внедрения МООК проявляется не в количестве и/или качестве онлайн курсов и площадок МООК, а в осознании объективности этого явления академическим сообществом (например, [7]).

Миф 3. Онлайн-обучение неэффективно

Ссылаясь на крупные исследования, проведённые в последние годы в области исследования эффективности онлайн-обучения, авторы [1] приходят к выводу о том, что «формат» обучения не влияет на результаты, отмечая при этом, что «студенты, обучавшиеся в онлайн-формате, при прочих равных условиях предпочитают традиционный или смешанный формат обучения».

Учитывая свой многолетний преподавательский опыт и опыт организации электронного обучения в вузах Казани, нам хочется остановиться здесь на следующих моментах:

  • - Проблема современного студента сегодня состоит в том, что многие из них просто не умеют учиться, то есть, не умеют добывать знания самостоятельно. Эффективность онлайн-обучения во многом зависит от того, насколько эффективен будет начальный этап обучения, проходящий под руководством преподавателя: главное, чему должен преподаватель научить своих студентов – это «научить учиться».
  • - Существует проблема мотивации студентов к обучению. Эта проблема усугубляется тем, что финансирование вуза находится в прямой зависимости от численности обучаемых (схема проста: отчисляем студента – уменьшается финансирование – нужно сокращать численность ППС и/или снижать заработную плату преподавателей). Решением этой проблемы могло бы стать принятое на Западе платное повторное обучение неуспевающих студентов по дисциплине (в том числе осуществляемое онлайн).
  • - Эффективность онлайн-обучения в огромной степени зависит от уровня подготовки студентов. Поскольку этот уровень весьма неоднороден (в ведущих вузах страны он несравнимо выше, чем в рядовых учебных заведениях), необходима адаптация методики и содержания учебного процесса в соответствии с этим показателем.
  • - Нельзя забывать о роли преподавателя (наставника, тьютора, ментора), сопровождающего учебный процесс при онлайн-обучении. Приведём в качестве примера результат эксперимента, проведённого коллегами из Поволжского государственного технологический университета («Волгатех») [8]:

На онлайн-курс «Теплотехника» в сентябре 2015 года была записана большая группа студентов; после семи недель обучения при отсутствии текущего контроля выяснилось, что 71% студентов усвоили менее 30% учебного материала, причём 46% студентов – менее 10% учебного материала, число аттестованных студентов (усвоивших не менее 60% материала) составило всего 17%.

После подключения преподавателя-ментора (в ноябре 2015 года) ситуация кардинально изменилась. Так, по окончании обучения итоговый рейтинг по дисциплине (по состоянию на 30 января 2016 года) оказался следующим: количество студентов, усвоивших менее 10% учебного материала, снизилось до 4% (против первоначальных 46%), около 11% недобрали всего несколько баллов до «зачёта», общее число неуспевающих снизилось до 19% (против 83% в ноябре), большинство же студентов (66%) набрало от 70 до 80 баллов (из 100 возможных).

Этот пример наглядно показывает, что для инженерных специальностей больше подходит модель смешанного обучения, когда преподаватель проверяет не только ответ, но и логику выполнения задания и может вовремя поправить студента.

В большинстве МООК контрольные мероприятия осуществляются в виде тестов. Существует также формат «Задание» – он предусматривает оценивание задания, выполненного обучаемым, другими слушателями (существует даже специальный термин peer-to-peer assessment). Понятно, что такая оценка может быть неадекватной. Необходима оценка эксперта-специалиста с подробным разъяснением допущенных ошибок. Но услуги эксперта необходимо оплачивать. Многие платформы МООК уже осознали необходимость использования преподавателей-тьюторов (экспертов) и начали проводить платное обучение по онлайн-курсам, реализуемым с тьюторской поддержкой.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что эффективность онлайн-обучения зависит от большого количества факторов, которые необходимо учитывать (как вузу, так и самим обучаемым) при принятии решений относительно обучения онлайн.

К сожалению, формат публикации не позволяет нам рассмотреть здесь все мифы онлайн-обучения, которым посвящён материал [1]. Мы продолжим их анализ в рамках последующих публикаций Отдела электронных технологий в образовании в рамках рубрики «Новости электронного обучения» на портале КНИТУ-КАИ. Следите за новыми публикациями на портале!

Отдел электронных технологий в образовании продолжает анкетирование ППС, студентов и сотрудников КНИТУ-КАИ по вопросам открытого онлайн обучения:

«Открытые онлайн курсы – PRO & CONTRA»

Для обратной связи с Отделом электронных технологий в образовании можно использовать:

форум «Электронное обучение в КНИТУ-КАИ»;

– электронную почту: oakashina@kai.ru, vnustyugova@kai.ru, rearkhipov@kai.ru;

– телефон: +7 (843) 231 16 31, 8631.

Ждём Ваших вопросов и предложений по вопросам внедрения электронного обучения в КНИТУ-КАИ.

Источники

  • 1. 10 мифов об онлайн образовании // РИА «Новости». 30.03.2018 г. [Интернет-ресурс]. URL: https://ria.ru/sn_edu/20180330/1517602947.html
  • 2. Электронное обучение в КНИТУ-КАИ – «хождение по МООСам» или прогрессивное развитие? // Материалы методического семинара КНИТУ-КАИ от 16.03.2015 г. [Интернет-ресурс]. URL: https://eto.kai.ru/wp-content/uploads/2015/03/16_march.pdf
  • 3. Массовые открытые онлайн-курсы (MOOCs) в университетском образовании // Материал Отдела электронных технологий в образовании в рамках рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 09.03.2018 г. [Интернет-ресурс]. URL: https://kai.ru/news/new?id=9555094.
  • 4. Национальная платформа «Открытое образование». [Интернет-ресурс]. URL: http://npoed.ru/about
  • 5. Зимняя школа https://kai.ru/news/new?id=9537906
  • 6. Открытые онлайн-курсы глазами преподавателей КНИТУ-КАИ // Материал Отдела электронных технологий в образовании в рамках рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 15.12.2017 г. [Интернет-ресурс]. URL: https://kai.ru/news/new?id=7173697
  • 7. Титова С.В. МООК в российском образовании // Высшее образование в России. 2015. № 12, 41 – 45.
  • 8. А.Волков. Сетевое взаимодействие: опыт ВОЛГАТЕХА (с использованием электронного обучения и открытых курсов) // Материалы Международной конференции по новым образовательным технологиям (12 – 14 сентября 2016 г.) EdCrunch-2016

Автор:
Отдел электронных технологий в образовании

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

ПИШ КАИ приняла участие в ИОТ-практикуме

23.04.2024

Команда спроектировала пилотную сборку индивидуального образовательного пространства для студентов

Тимур Алибаев встретился с хокимом Ферганской области Узбекистана

22.04.2024

Встреча состоялась накануне подписания меморандума о взаимопонимании между КНИТУ-КАИ и Ферганским госуниверситетом

Финал Школьного чемпионата «Что? Где? Когда?» оказался «Солнечным»

22.04.2024

«Золото» всех возрастных номинаций собрали команды казанской школы «СОлНЦе»

Студенты КИТ стали одними из лучших на форуме «Хакатон Весна 2024»

22.04.2024

Их команда «CIT CODE» стала одной из дюжины победителей со всей России и взяла приз от Сбербанка в размере 75 000 рублей

Сотрудники КАИ выступили с докладами на международной конференции

22.04.2024

Преподаватели кафедры ЭУП и отдела международного сотрудничества КАИ предложили, как повысить интерес к техническим специальностям

ИИЭиП провел первое заседание совета партнеров

19.04.2024

В его состав вошли представители двенадцати предприятий, финансовых и общественных организаций

КАИсты – доноры крови: это не геройство, это должно стать частью жизни

19.04.2024

Порядка 20 студентов КНИТУ-КАИ ежемесячно участвуют в донациях

«Студвесна -2024»: в КНИТУ-КАИ выявили самых ярких

19.04.2024

Итоги фестиваля «Студенческая весна» были подведены в Казани. Два Гран-при достались команде Колледжа информационных технологий

Студенты КНИТУ-КАИ побывали на производственных площадках Казани

19.04.2024

Будущие инженеры и технологи воспользовались возможностью оценить карьерные перспективы заранее