Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

Г. Гейне считается последним поэтом «романтической» эпохи и одновременно её главой.

Великий немецкий поэт, публицист и критик еврейского происхождения сделал разговорный язык способным к лирике, поднял фельетон и путевые заметки до художественной формы и придал ранее не знакомую элегантную легкость немецкому языку. На его стихи писали песни композиторы Франц Шуберт, Роберт Шуман, Рихард Вагнер, Иоганн Брамс, П. И. Чайковский и многие другие.

13.12.17.1

Биография

Христиа́н Иога́нн Ге́нрих Ге́йне (нем. Christian Johann Heinrich Heine, произносится Кри́стиан Ёхан Ха́йнрихь Ха́йнэ) родился 13 декабря 1797 года в Дюссельдорфе, в семье обедневшего еврейского купца Самсона Гейне (1764—1829), торговавшего тканью. Кроме него в семье росли ещё трое детей — Шарлотта (1800—1899), Густав (1803—1886) и Максимилиан (1804—1879). Первоначальное воспитание Генрих получил в местном католическом лицее, где ему была привита любовь к пышности католического богослужения. Воспитанием сына серьёзно занималась мать Бетти (Пейра) (1770—1859). Образованная и мудрая женщина, она хотела обеспечить Генриху хорошее образование.

После изгнания французов и присоединения Дюссельдорфа к Пруссии Генрих переходит в экономическое училище. Потом Генриха отправили на стажировку во Франкфурт-на-Майне. Это была попытка сделать из мальчика продолжателя родовой финансово-торговой традиции. Но она провалилась, и Генрих вернулся домой. В 1816 году родители отправляют сына в Гамбург, где у его дяди, Соломона Гейне (1767—1844), был банк. Как настоящий педагог, он дал Генриху возможность раскрыть свои способности и поставил племянника во главе маленькой компании. Но Генрих «успешно» провалил дело меньше, чем за полгода. Тогда дядя поставил его вести бухгалтерские счета, но Генрих всё больше увлекался лирикой. Поссорившись с дядей, Генрих снова возвращается домой.

За три года, проведенные у Соломона, он влюбился в свою кузину Амалию, дочь дяди Соломона. Любовь осталась безответной, и все переживания Генриха нашли выход в его стихах — особенно хорошо это видно в «Книге песен».

13.12.17.2 Амалия Гейне, двоюродная сестра поэта

Родители дали согласие на поступление сына в университет. Сначала он поступил на юридический факультет Боннского университета. Но, прослушав всего одну лекцию, Гейне увлекается посещением лекции по истории немецкого языка и поэзии, которую читал Август Шлегель. В 1820 году Гейне переходит в Гёттингенский университет, однако его исключают за вызов одного из студентов на дуэль, которым он отреагировал на оскорбления. С 1821 по 1823 год Гейне учится в Берлинском университете, где слушает курс лекций у Гегеля. В это время он приобщается к литературным кругам города. В 1825 году перед получением диплома доктора он вынужден был креститься, так как дипломы выдавались только христианам.

Поддержка Гейне Июльской революции 1830 года заставила поэта, уставшего от постоянной цензуры, переехать в Париж. Только после 13 лет, проведенных во Франции, Генриху повезло снова оказаться на родине. Летом 1848 года по Европе прошёл слух о смерти поэта, на самом же деле он, попрощавшись в мае с белым светом (тогда он в последний раз выходил из дому и посещал Лувр), оказался прикованным к кровати из-за болезни. Ещё в 1846 году у него начался прогрессирующий паралич, но он не потерял интереса к жизни и продолжал писать. Даже после восьми лет болезни Гейне не сдавался и даже сохранил чувство юмора. В 1851 году вышел его последний сборник — «Романсеро». В сборнике чувствуются скептицизм и пессимизм. Вне всякого сомнения, в нём отразилось физическое состояние поэта.

Генрих Гейне умер 17 февраля 1856 года в Париже и был похоронен на кладбище Монмартр.

13.12.17.3

Стихотворение «Где» на могиле Гейне на кладбище Монмартр

«Право, не знаю, заслуживаю ли я того, чтобы гроб мой украсили когда-нибудь лавровым венком. Поэзия, при всей моей любви к ней, всегда была для меня только священной игрушкой или же освящённым средством для небесных целей. Я никогда не придавал большого значения славе поэта, и меня мало беспокоит, хвалят ли мои песни или порицают. Но на гроб мой вы должны возложить меч, ибо я был храбрым солдатом в войне за освобождение человечества!»

Оригинальный текст (нем.) [Ich weiß wirklich nicht, ob ich es verdiene, daß man mir einst mit einem Lorbeerkranz den Sarg verziere. Die Poesie, wie sehr ich sie auch liebt, war immer nur ein heiliges Spielzeug oder geweihtes Mittel für himmlische Zwecke. Ich habe nie großen Wert gelegt auf Dichter-Ruhm, und ob man meine Lieder preiset oder tadelt, es kümmert mich wenig. Aber ein Schwert sollt ihr mir auf den Sarg legen; denn ich war ein braver Soldat im Befreiungskrieg der Menschheit.]

— Генрих Гейне, Путевые картины, Путешествие из Мюнхена до Генуи, глава XXXI, 1829 (перевод В. А. Зоргенфрея)

Основные произведения Гейне

  • Сборник стихов Книга песен (Buch der Lieder), 1827
  • Путевые картины (Reisebilder):
  • 1 том — Путешествие по Гарцу (Die Harzreise), 1826
  • 2 том — Северное море (Nordsee) и Идеи. Книга Ле Гран (Ideen. Das Buch Le Grand), 1827
  • 3 том — Путешествие из Мюнхена до Генуи (Reise von München nach Genua) и Луккские воды (Die Bäder von Lucca), 1829
  • 4 том — Город Лукка (Die Stadt Lucca) и Английские фрагменты (Englische Fragmente), 1831
  • Сборник стихов Новые стихотворения (Neue Gedichte), 1844
  • Сборник стихов Романсеро (Romanzero), 1851

Генрих Гейне и Карл Генрих Маркс

Гейне был дальним родственником Карла Маркса по материнской линии. Примечательно, что, познакомившись в 1843 году в Париже, они не подозревали о своём родстве. Поэт был очарован умом этого молодого философа и почти ежедневно приходил на улицу Вано поговорить о политике и литературе. Оба они разделяли пристрастие к французским утопистам. В 1844 году они вместе сотрудничали в выходившей краткое время в Париже газете немецкой революционной эмиграции - «Форвертс» ("Vorwärts"). Карл призывал Гейне поставить свой поэтический гений на службу свободе: «Оставьте эти вечные любовные серенады и покажите поэтам, как орудовать хлыстом» .

Маркс навещал поэта вплоть до последних его дней, и Ф. Кугельман сохранила для истории начало их последнего диалога:

Гейне как раз перестилали постель, когда вошёл Маркс; он был так болен, что к нему едва можно было прикасаться, сиделки поэтому несли его в кровать на простыне. Гейне, которого даже в этот момент не оставил его юмор, совсем слабым голосом приветствовал Маркса:

— Видите, дорогой Маркс, дамы всё ещё носят меня на руках…

— Кугельман, Ф. «Несколько штрихов…» в кн.: Воспоминания о Марксе и Энгельсе. — М., Политиздат, 1956. — с.288.

В музыке

Многие композиторы создали музыкальные произведения на стихи Гейне. В их числе композиторы XIX века Роберт Шуман, Фридрих Зильхер, Франц Шуберт, Феликс Мендельсон, Фанни Мендельсон, Иоганнес Брамс, Хуго Вольф, Рихард Штраус, Пётр Чайковский, Эдуард Мак-Доуэлл, Клара Шуман и Рихард Вагнер, а также XX века — Николай Метнер, Ханс Хенце, Карл Орф, Лорд Бернерс, Пауль Линке, Ицкель Браун, Марсель Тиберг.

Наследие

Гейне был любимым поэтом австрийской императрицы Елизаветы, Альберта Эйнштейна, молодого Йозефа Геббельса, Н. И. Бухарина.

После прихода к власти нацистов Гейне из-за его еврейского происхождения и прогрессивных взглядов был под запретом в Третьем Рейхе; памятники ему были разрушены, а его самого на страницах «Völkischer Beobachter» и в речах нацистских вожаков типа Розенберга называли «дегенератом». Произведения Гейне были под запретом в гитлеровской Германии, за исключением песни «Лорелея», которая печаталась как народная. Костры, на которых сжигали книги, подтвердили цитату из трагедии Гейне «Альмансор»:

Это была лишь прелюдия, там, где сжигают книги, впоследствии сжигают и людей.

Память

13.12.17.4

Почтовая марка СССР, 1956 год
В честь Г. Гейне был назван астероид (7109) Heine, открытый астрономом Людмилой Карачкиной в Крымской Астрофизической Обсерватории 1 сентября 1983 г.

С произведениями Гейне Вы можете ознакомиться в художественном отделе научно-технической библиотеки им. Н.Г. Четаева КНИТУ-КАИ (1-е зд. КНИТУ-КАИ, К. Маркса, 10, 3-й эт., к. 334).

13.12.17.5

Германия (Зимняя сказка) : поэма: пер. с нем. / Г. Гейне. - М. : Худож. лит-ра, 1971. - 119 с. - 2.10 р.

Аннотация: Поэма "Германия" — величайшее произведение революционно-сатирической поэзии Гейне. С едкой иронией, сарказмом и глубокой ненавистью Гейне обрушивается в поэме на реакционное прусское юнкерство, католическую церковь, романтическую школу и тупое немецкое филистерство. Поэма Гейне является глубоко актуальной и в наши дни: она наносит ряд чувствительных ударов по фашистскому режиму Германии, воскресившему весь тот исторический хлам, которому Гейне объявил беспощадную войну почти сто лет тому назад.

13.12.17.6

Избранные произведения / Г. Гейне ; ред. А. Дейч. - М. ; Л. : Худож. лит., 1934. - 457 с. - 5.75 р.

Аннотация: В книгу избранных произведений одного из величайших мировых лириков Г.Гейне вошли романсы, сонеты, песни, стихотворения и поэмы.

13.12.17.7

Собрание сочинений: в 10-ти т. / Г. Гейне ; под общ. ред.: Н. Я. Берковского , В. М. Жирмунского , Я. М. Металлова. - М. : Гос. изд-во худ. лит-ры.

Аннотация: Генрих Гейне - великий лирический поэт немецкого народа. О чем бы он не писал, он писал о себе; но через свои чувства, через свою страсть, любовь, ненависть, гнев он отражал природу и современную историю.

Гейне - замечательный сатирик, один из гениев мировой литературы.

Настоящее издание представляет собой полное собрание сочинений немецкого поэта.

13.12.17.8

Гейне в воспоминаниях современников / сост. А. Дмитриев. - М. : Худож. лит-ра, 1988. - 575 с. - (Серия литературных мемуаров). - ISBN 5-280-00325-5 : 2.30 р.

Аннотация: В книге собраны свидетельства современников великого немецкого поэта Генриха Гейне (1797-1856): родственников, друзей, издателей и журналистов, немецких и французских писателей, так как Гейне значительную часть своей жизни прожил в Париже. В особый раздел выделены высказывания о Гейне К. Маркса и Ф. Энгельса.

13.12.17.9

Дейч, Александр Иосифович.

Судьбы поэтов: Гельдерлин. Клейст. Гейне / А. И. Дейч. - 2-е изд. - М. : Худож. лит-ра, 1974. - 575 с. - 1.59 р.
Аннотация: В книгу входит большая работа "Поэтический мир Генриха Гейне" (изд. 1963 г.), дополненная новыми материалами, и две статьи о немецких поэтах: Фридрихе Гельдерлине и Генрихе Клейсте. Книга Ал. Дейча вводит читателя в поэтический мир писателей, в их творческую лабораторию.

Вы можете ознакомиться с презентацией выставки «220 лет со дня рождения Христиана Иоганна Генриха Гейне» здесь