Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

30 марта 2024 года -130 лет со дня рождения авиаконструктора Сергея Владимировича Ильюшина

29.03.2024

Сергей Илюшин - разработчик самого массового боевого самолёта в истории - штурмовика Ил-2

Немного истории.

Начнем с того, что самолёт Ил-96 С.В. Илюшина долгое время был «борт №1» российских президентов.

На Вологодчине 31 марта 1894 года в деревне Дилялево в семье крестьянина Владимира Ивановича Ильюшина и его жены Анны Васильевны родился сын Сергей, ставший одним из знаменитейших авиаконструкторов.

В семье Ильюшиных было одиннадцать детей, из них выжили и выросли девять (два мальчика умерли в младенчестве). Сергей был самым младшим.

В пятнадцать лет (в 1909 году) Сергей по примеру старших братьев ушёл из родной деревни на заработки. Трудился чернорабочим на фабрике Яковлева под Костромой, затем на фабрике Горелина в Иваново-Вознесенске, был землекопом на стройке дороги в имении «Осаново» вологодского купца Волкова, чистил сточные канавы на красильной фабрике в Петербурге, нанимался косить сено.

В 1910 году в Петербурге Сергей встретил земляков, которые сказали ему, что есть выгодная работа на Коломяжском ипподроме (который приспосабливался под аэродром для проведения первой в России Международной авиационной недели). Сергей нанялся на ипподром землекопом. Выравнивал поле: засыпал ямки, срезал кочки; помогал выгружать ящики с частями аэропланов, собирать их. Осенью 1910 года на Комендантском аэродроме проходил первый Всероссийский праздник воздухоплавания. Впервые Ильюшин увидел полёты знаменитых русских авиаторов: Михаила Ефимова, Сергея Уточкина, Владимира Лебедева, Льва Мациевича и других. Позднее Сергей Владимирович вспоминал: «Со времени Всероссийского праздника воздухоплавания у меня и появилась любовь к авиации».

В 1911 году Ильюшин вернулся в родную деревню, работал возчиком молока маслодельного завода деревни Березняки. В конце 1911 года семья испытывала острую нужду, и Сергей решил уехать на заработки на строительство Амурской железной дороги, где (на станции Бурея) провёл практически весь 1912 год. Был чернорабочим, смазчиком букс. Затем стал табельщиком, потому как был грамотным.

Поздней осенью 1912 года вернулся в Дилялево, а весной 1913 года вновь отправился на заработки. Уехал в Ревель (ныне— Таллин), где нанялся на строительство судостроительного завода Русско-Балтийского общества. Был разнорабочим, смазчиком, помощником машиниста экскаватора.

Во время Первой мировой Ильюшин окончил солдатскую школу летчиков Всероссийского императорского аэроклуба, а диплом пилота получил уже в республике, летом 1917 года. Потом — Красная армия, партийный билет РКП (б). Осенью 1921 года Ильюшин поступил в Институт инженеров Красного Воздушного флота. Сдал вступительные экзамены на тройки, но его все-таки приняли. Через год институт стал академией Воздушного флота имени профессора Н.Е. Жуковского, ему предоставили помещения Петровского дворца. Там Ильюшин — уже отличник и передовик — сконструировал свой первый планер «Мастяжарт» (Мастерские тяжелой артиллерии в Лефортово, где строился летательный аппарат, — кстати, увековеченный на советской почтовой марке 1982 года), стал участником всесоюзного слета планеристов в Коктебеле.

С.В. Ильюшин (стоит второй слева в третьем ряду) среди слушателей Академии участников Первых Всесоюзных планерных испытаний и его первый планер АВФ-3 «Мастяжарт». Коктебель, 1923 год.

На всю жизнь у него осталась памятка о тех полетах — шрам. Он виден на фотографиях Ильюшина — трудно не обратить внимание на его поднятую бровь.

С 1936 года Ильюшин — главный конструктор КБ при авиационном заводе имени Менжинского. С тех пор ему почти всё удавалось.

Трудно представить себе более безупречную и счастливую судьбу. Его ценили коллеги, побаивались и уважали ученики, жаловали власти. Сталин однажды даже пригласил авиаконструктора погостить несколько дней на знаменитой кунцевской даче. Любовь вождя — величина обоюдоострая, в любой момент она могла обернуться против фаворита. Но в Ильюшина генеральный секретарь верил. Быть может потому, что видел в нем сильный характер.

Вся его жизнь протекала от самолета к самолету, шаг за шагом. Была у него заповедь: «Если хочешь сделать что-то серьезное, то за восемь рабочих часов ничего не сделаешь». Иногда казалось, что ничего другого Ильюшин попросту не замечает — только чертежи и производство. Только работа. Никаких житейских катаклизмов, никаких отклонений от курса. Но каждый самолет — это целая история, от замыслов и споров до внедрения и испытаний. А потом — выпуск, а потом — усовершенствования и, наконец, замысел следующей модели. Мысль охватывала всю советскую индустрию — ведь «Илы» выпускались и в Казани, и в Ташкенте, и в Минске… И весь земной шар, который самолеты Ильюшина облетели тысячи раз.

Ил-2 — не просто самолет, это крылатый символ Великой Отечественной войны. С этим штурмовиком Красная армия прошла всю войну. Пехота прозвала бронированную машину весом в четыре с лишним тонны летающим танком. «Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной армии теперь как воздух, как хлеб», — писал Сталин. Герой Советского Союза Нельсон Степанян именно на этих машинах потопил 13 немецких судов, сбил 27 самолетов, уничтожил пять мостов и привел в негодность почти 700 единиц вражеской боевой техники.

Подробнее читать ЗДЕСЬ.

Многие ильюшинские самолеты положили начало чему-то новому. ДБ-3 показал дальнейший путь развития бомбардировочной авиации, совместив в себе невозможные для того времени большую дальность полета с большой скоростью и хорошей маневренностью. Ил-2 стал родоначальником класса штурмовой авиации. Торпедоносец ДБ-ЗТ стал причиной создания нового вида авиации Военно-морского флота – минно-торпедной. Самолеты Ил-12 и Ил-14 способствовали развитию в стране массовых воздушных сообщений и транспортной системы. Турбореактивный лайнер Ил-18 привел к повышению скорости и комфортабельности перелетов, их доступности широкому кругу граждан. Ил-62 положил начало массовым регулярным сообщениям на дальних международных линиях, связав столицу нашей Родины со многими городами различных континентов. Сегодня ПАО «Ил», который входит в ПАО «ОАК» ГК Ростех, продолжает славные ильюшинские традиции, занимаясь разработкой и производством современной авиационной техники.

Подробнее читать ЗДЕСЬ.

Сергей Владимирович создал не только ряд превосходных машин, как военного, так и гражданского назначения, но и свою школу в самолетостроении. Многолетний труд Ильюшина в данной сфере был отмечен многими государственными наградами - трижды Герой Социалистического Труда, лауреат семи Сталинских премий, генерал-полковник инженерно-технической службы, академик АН СССР - он был награжден многими орденами и медалями: орденами Ленина (1936, 1941, два в 1945, 1954, 1964, 1971, 1974), Суворова 1-й степени (1945). Подробнее читать ЗДЕСЬ.

Имя Ильюшина носит Московский машиностроительный завод (с 1996 ОАО «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина»).

Бронзовые бюсты Ильюшина установлены в Вологде и Москве:

Памятник на Новодевичьем кладбище, 2017 г

Некоторые его самолёты:

Дополнительно читать ЗДЕСЬ.

С литературой по теме Вы можете ознакомиться в научно-технической библиотеке им. Н.Г. Четаева КНИТУ-КАИ (см. ЗДЕСЬ).

Якубович, Николай.  Неизвестный Ильюшин. Триумфы отечественного авиапрома : научно-популярная литература / Н. В. Якубович. - М.: ЯУЗА; М. : ЭКСМО, 2012. - 480 с. - (Война и мы. Авиаконструкторы).

Аннотация: Эта книга — самая полная творческая биография Сергея Владимировича Ильюшина, восстанавливающая историю всех проектов его прославленного КБ, — как военных, так и гражданских, от первых опытных моделей 1930-х гг. до современных авиалайнеров. Ил-2 по праву считается лучшим штурмовиком Второй Мировой войны, Ил-4 - выдающимся бомбардировщиком, Ил-28 — «гордостью советского авиапрома», а военно-транспортный Ил-76 в строю уже более 50 лет! Не менее впечатляют и триумфы заслуженного ОКБ в гражданском авиастроении — «илы» успешно конкурировали с лучшими зарубежными авиалайнерами, четыре самолета, носившие имя С.В. Ильюшина, выбирали советские руководители, а Ил-96 признанный «борт № 1» российских президентов.

Таликов, Николай Дмитриевич.  В небе "Ильюшин»: научно-популярная литература / Н. Д. Таликов. - М.: АДК Студия, 1997. - 72 с. - (Библиотека Авико Пресс).

Аннотация: В книге Начальника ОКБ, Главного конструктора Н. Д. Таликова представлена документальная история авиационного комплекса имени С. В. Ильюшина с момента образования ОКБ в 1933 году и до конца 1996 года. Впервые собран уникальный материал о событиях в жизни ОКБ, опытного производства, о летчиках-испытателях, рекордах, о серийных, опытных и экспериментальных самолетах.

Марковский, Виктор Юрьевич. Ил-76. Герой Сирии и Афгана / В. Ю. Марковский. - М.: ЯУЗА; М.: Издательство "Э", 2016. - 192 с. - (Война и мы. Авиаколлекция Сирийские войны.

Аннотация: Успешные боевые действия российской авиации в Сирии были бы невозможны без легендарного Ил-76 - военно-транспортном самолете держится «воздушный мост» в самые «горячие точки». Именно «илы» способны срочно перебросить на наши базы любые военные грузы, необходимые для борьбы с ИГИЛ. «Звездным часом» Ил-76 стал Афган, доказавший его высочайшую эффективность: за десять лет «за речкой» были потеряны всего две эти машины, а невероятный побег наших летчиков из афганского плена (эта история теперь известна всей стране благодаря нашумевшему фильму «Кандагар») стал возможен лишь благодаря феноменальным летным данным «ила». На базе Ил-76 созданы самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50, заправщик Ил-78, самолет-госпиталь «Скальпель», носитель лазерного оружия А-60 и др.

Из истории советской авиации: Самолеты ОКБ имени С.В. Ильюшина / Г. В. Новожилов, Д. В. Лещинер, В. М. Шейнин, М. С. Большаков; под ред. Г. В. Новожилова. - М.: Машиностроение, 1985. - 264 с.

Аннотация: В книге показано развитие трех основных направлений пятидесятилетней творческой деятельности ОКБ имени С. В. Ильюшина — создание прославленных штурмовиков, бомбардировщиков и гражданских самолетов (пассажирских и грузовых). Проанализированы особенности схем и конструкций, характеристики и эффективность самолетов марки” Ил”. Показано, как решались основные проблемы, возникавшие при разработке этих самолетов.

Подробнее о знаменательных датах 2024 года можно прочитать в разделе «Знаменательные даты» на сайте библиотеки. Мы приглашаем также ознакомиться с виртуальными выставками в библиотеке, подготовленными к юбилеям и важным событиям нашей страны и нашего университета, см. ЗДЕСЬ.

По всем вопросам можно писать нам по адресу: ntbkai@kai.ru, gvivshina@kai.ru, или через сайт раздел «обратная связь».

Всегда рады встрече с Вами, наши читатели!

Берегите себя!

Автор:
Источник:

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

Знаменательные даты первой половины мая

01.05.2024

Последний месяц весны богат на исторические события и юбилейные даты

Поиск информации в ЭБС «Лань» и «Знаниум» при работе с журналами

22.04.2024

Электронно-библиотечные системы – это не только книги

Знаменательные даты второй половины апреля

16.04.2024

Об исторических событиях и юбилейных датах в этом обзоре

12 апреля 2020 года – Всемирный день авиации и космонавтики

12.04.2024

Поздравляем всех авиаторов и космонавтов!

Новости наших партнёров - блога ЛаЛаЛань

05.04.2024

Для студентов и преподавателей будет интересно

Знаменательные даты и юбиляры первой половины апреля

01.04.2024

Коротко о некоторых знаменательных событиях и юбилярах первой половины апреля

30 марта 2024 года -130 лет со дня рождения авиаконструктора Сергея...

29.03.2024

Сергей Илюшин - разработчик самого массового боевого самолёта в истории - штурмовика Ил-2

2024 год- год научно-технологического развития в РТ

25.03.2024

Коротко о научно-технологических достижениях за неделю

Знаменательные события и юбиляры второй половины марта

14.03.2024

О некоторых событиях второй половины марта