Отображение сетевого контента (Глобально) Отображение сетевого контента (Глобально)

Преподаватели КАИ повышают квалификацию в сфере электронного обучения

02.11.2018

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения».

Тот факт, что внедрение электронного обучения в вузе требует создания определенных условий, сегодня, наверное, ни у кого не вызывает сомнения. Одним из главных условий, очевидно, является подготовка самих преподавателей в области разработки электронных курсов и их использования в учебном процессе.

Сегодня не нужно никому объяснять, что электронный курс – это не просто «хранилище» учебных материалов, а в первую очередь образовательная траектория, методически выстроенная последовательность изучения материалов, направленная на достижение поставленных педагогических целей. Если освоить основные технические приемы работы с той или иной системой управления обучением (англ.: LMS, Learning Management System) современному преподавателю вуза относительно несложно, то методологический аспект нередко вызывает определенные трудности. Именно поэтому в КНИТУ-КАИ была разработана и успешно реализуется (с осени 2015 года) программа повышения квалификации «Методология создания и использования электронных курсов» (подробнее о целях и задачах этой программы, о содержании обучения, о формах учебных занятий, о средствах промежуточного контроля и о выпускной квалификационной работе слушателей программы можно прочитать в [1]; анализу результатов обучения выпускников программы посвящены материалы [2-4]). В конце октября было начато обучение очередной, седьмой группы слушателей программы.

Обучение каждой группы слушателей программы «Методология…» имеет свою специфику…

Несмотря на то, что название программы – «Методология создания и использования электронных курсов» остается неизменным, обучение каждой группы слушателей имеет свои особенности. Это связано, прежде всего, с тем, что сфера образования сегодня претерпевает существенные изменения:

- во-первых, стремительно развиваются сами образовательные технологии, появляются новые инструменты электронного обучения, без навыков владения которыми трудно представить себе современного преподавателя вуза;

- во-вторых, изменяется нормативная база электронного обучения, принимаются новые нормативные документы, упраздняются существующие;

- в-третьих, изменяются социальные реалии, изменяются условия, в которых функционируют вузы, возрастает конкуренция со стороны платформ онлайн-образования. Так, приоритетным проектом Министерства образования и науки «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» предусмотрено, что к 2025 году число учащихся на онлайн-курсах в России достигнет 11 миллионов человек [5]. Более того, «сейчас обсуждается вопрос о том, что для программ высшего образования будет три уровня госаккредитации: базовый, продвинутый и аккредитация ведущего университета. Базовый <уровень> будет предполагать, что вуз должен значительную часть курсов реализовать в сетевой форме, когда вместо традиционных лекций будут онлайн-курсы Национальной платформы открытого образования. Продвинутая аккредитация предполагает, что вуз может все курсы готовить своими силами. А обладатели аккредитации ведущего университета будут иметь ее только в том случае, если они обязуются все свои базовые курсы по профильному направлению и значительное число курсов по выбору реализовать в онлайн-форме...» [6].

Таким образом, в свете последних тенденций в сфере образования, вузам, не имеющим собственных электронных курсов, грозит опасность сокращения штата ППС за счет перевода обучения на площадки онлайн-образования. Это возлагает высокую ответственность на преподавательский коллектив вузов, задает высокую «планку» компетенций преподавателей в области создания и использования электронных курсов.

Главная цель – обеспечение качества обучения

Вопросы качества обучения – одни из наиболее важных в деятельности КНИТУ-КАИ. Одним из эффективных средств повышения качества обучения в вузе может стать применение электронного обучения (ЭО), дистанционных образовательных технологий (ДОТ). В КНИТУ-КАИ применение ЭО, ДОТ осуществляется в рамках веб-поддержки очного обучения. Очевидно, что необходимым условием эффективного применения ЭО, ДОТ является высокое качество электронных курсов, разрабатываемых преподавателями вуза для поддержки преподаваемых ими дисциплин. В нашем университете должное качество электронных курсов обеспечивается, в первую очередь, за счет процедуры двухэтапной экспертизы (I этап – на кафедре, II – в Отделе электронных технологий в образовании). (Подробнее об экспертизе электронных курсов в КНИТУ-КАИ см. в [7].)

Программа «Методология…» выстроена таким образом, что слушатели (преподаватели КНИТУ-КАИ) с самого начала обучения движутся к поставленной цели – созданию собственного электронного курса, отвечающего всем требованиям «Положения об экспертизе» [8]. Как показывает опыт, преподаватели, прошедшие обучение по программе, тратят на создание качественного электронного курса на порядок меньше времени, чем те, кто не учился «Методологии…». Дело в том, что основные трудозатраты при разработке электронного курса приходятся на подготовительный этап, когда автор структурирует учебные материалы в соответствии с Рабочей программой учебной дисциплины и поставленными педагогическими целями. Преподаватели, не имеющие таких навыков, обычно недооценивают важность подготовительного этапа, следствием чего является многократное увеличение затрат рабочего времени и сил на разработку электронного курса.

Преподаватели, успешно завершившие обучение по программе «Методология…», осваивают оптимальный алгоритм создания качественных электронных курсов; многие из выпускников программы являются авторами уже нескольких электронных курсов, успешно прошедших экспертизу и активно используемых в учебном процессе.

Желаем слушателям седьмой группы программы «Методология создания и использования электронных курсов» успехов в освоении программы!

Отдел электронных технологий в образовании (ЭТвО) приглашает преподавателей КНИТУ-КАИ и всех заинтересованных лиц принять участие в обсуждении вопросов онлайн-обучения в вузе.

Для связи с отделом ЭТвО можно использовать:

Ждем ваших вопросов и предложений.

Источники

1. Методология создания и использования электронных курсов // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 20.10.2017.

2. Учимся дистанционно // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 24.01.2018.

3. Преподаватели КНИТУ-КАИ успешно осваивают современные образовательные технологии // Новостной материал сайта Отдела электронных технологий в образовании от 30.06.2017.

4. Программа повышения квалификации «Методология создания и использования электронных курсов» глазами выпускников // Новостной материал сайта Отдела электронных технологий в образовании от 22.05.2018.

5. В России появится единый реестр образовательных онлайн-курсов // Российская газета, 08.12.2017.

6. Вузы разделят на три разряда // Коммерсант №182 от 05.10.2018, стр. 4.

7. Экспертиза электронных курсов КНИТУ-КАИ: от Альфы до Омеги // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 06.10.2017.

8. Положение об экспертизе электронных курсов КНИТУ-КАИ (от 21.07.2017).


Автор:
Отдел электронных технологий в образовании

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

Московские и нижегородские студенты впечатлены КАИ и Казанью

22.07.2024

Программа Объединенной авиастроительной корпорации «Корпоративная межрегиональная практика» подошла к концу

Выпускник КНИТУ-КАИ Ван Цзяньюань: «Скучаю по КАИ»

22.07.2024

Быть КАИстом перестать невозможно, где бы ты в итоге ни жил и сколько бы времени ни прошло

В России растет доля студентов, удовлетворенных учебой в вузе

22.07.2024

Статистика КНИТУ-КАИ подтверждает данные соцопроса, проведенного ВЦИОМ и платформой «Неравнодушный человек»

КАИсты о КАИ. Карина Вахрушева (ИАЭП):

22.07.2024

«Я верю, что мы достигнем больших вершин»

Федорову Игорю Игоревичу -75

19.07.2024

19 июля 2024 года исполняется 75 лет со дня рождения доцента кафедры КиПЛА Федорова Игоря Игоревича

ПИШ КАИ представила перспективы своего развития

19.07.2024

Выставку передовых инженерных школ развернули на китайско-российском форуме по наращиванию инженерного потенциала

Я - выпускник КАИ

19.07.2024

Радик Хасанов: Верю, будущие выдающиеся конструкторы, будущие руководители высокотехнологичных компаний начинаются здесь, в КАИ!

КАИсты о КАИ. Михаил Демин (ФМФ):

19.07.2024

«Совпало идеально: и город, и направление обучения, и вуз, который можно назвать одним из лучших»

Шайхутдинову Ильязу Гаязовичу - 80

19.07.2024

19 июля исполняется 80 лет старшему преподавателю кафедры теоретической и прикладной механики и математики И.Г. Шайхутдинову