Отображение сетевого контента (Глобально) Отображение сетевого контента (Глобально)

Преподаватели КАИ повышают квалификацию в сфере электронного обучения

02.11.2018

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения».

Тот факт, что внедрение электронного обучения в вузе требует создания определенных условий, сегодня, наверное, ни у кого не вызывает сомнения. Одним из главных условий, очевидно, является подготовка самих преподавателей в области разработки электронных курсов и их использования в учебном процессе.

Сегодня не нужно никому объяснять, что электронный курс – это не просто «хранилище» учебных материалов, а в первую очередь образовательная траектория, методически выстроенная последовательность изучения материалов, направленная на достижение поставленных педагогических целей. Если освоить основные технические приемы работы с той или иной системой управления обучением (англ.: LMS, Learning Management System) современному преподавателю вуза относительно несложно, то методологический аспект нередко вызывает определенные трудности. Именно поэтому в КНИТУ-КАИ была разработана и успешно реализуется (с осени 2015 года) программа повышения квалификации «Методология создания и использования электронных курсов» (подробнее о целях и задачах этой программы, о содержании обучения, о формах учебных занятий, о средствах промежуточного контроля и о выпускной квалификационной работе слушателей программы можно прочитать в [1]; анализу результатов обучения выпускников программы посвящены материалы [2-4]). В конце октября было начато обучение очередной, седьмой группы слушателей программы.

Обучение каждой группы слушателей программы «Методология…» имеет свою специфику…

Несмотря на то, что название программы – «Методология создания и использования электронных курсов» остается неизменным, обучение каждой группы слушателей имеет свои особенности. Это связано, прежде всего, с тем, что сфера образования сегодня претерпевает существенные изменения:

- во-первых, стремительно развиваются сами образовательные технологии, появляются новые инструменты электронного обучения, без навыков владения которыми трудно представить себе современного преподавателя вуза;

- во-вторых, изменяется нормативная база электронного обучения, принимаются новые нормативные документы, упраздняются существующие;

- в-третьих, изменяются социальные реалии, изменяются условия, в которых функционируют вузы, возрастает конкуренция со стороны платформ онлайн-образования. Так, приоритетным проектом Министерства образования и науки «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» предусмотрено, что к 2025 году число учащихся на онлайн-курсах в России достигнет 11 миллионов человек [5]. Более того, «сейчас обсуждается вопрос о том, что для программ высшего образования будет три уровня госаккредитации: базовый, продвинутый и аккредитация ведущего университета. Базовый <уровень> будет предполагать, что вуз должен значительную часть курсов реализовать в сетевой форме, когда вместо традиционных лекций будут онлайн-курсы Национальной платформы открытого образования. Продвинутая аккредитация предполагает, что вуз может все курсы готовить своими силами. А обладатели аккредитации ведущего университета будут иметь ее только в том случае, если они обязуются все свои базовые курсы по профильному направлению и значительное число курсов по выбору реализовать в онлайн-форме...» [6].

Таким образом, в свете последних тенденций в сфере образования, вузам, не имеющим собственных электронных курсов, грозит опасность сокращения штата ППС за счет перевода обучения на площадки онлайн-образования. Это возлагает высокую ответственность на преподавательский коллектив вузов, задает высокую «планку» компетенций преподавателей в области создания и использования электронных курсов.

Главная цель – обеспечение качества обучения

Вопросы качества обучения – одни из наиболее важных в деятельности КНИТУ-КАИ. Одним из эффективных средств повышения качества обучения в вузе может стать применение электронного обучения (ЭО), дистанционных образовательных технологий (ДОТ). В КНИТУ-КАИ применение ЭО, ДОТ осуществляется в рамках веб-поддержки очного обучения. Очевидно, что необходимым условием эффективного применения ЭО, ДОТ является высокое качество электронных курсов, разрабатываемых преподавателями вуза для поддержки преподаваемых ими дисциплин. В нашем университете должное качество электронных курсов обеспечивается, в первую очередь, за счет процедуры двухэтапной экспертизы (I этап – на кафедре, II – в Отделе электронных технологий в образовании). (Подробнее об экспертизе электронных курсов в КНИТУ-КАИ см. в [7].)

Программа «Методология…» выстроена таким образом, что слушатели (преподаватели КНИТУ-КАИ) с самого начала обучения движутся к поставленной цели – созданию собственного электронного курса, отвечающего всем требованиям «Положения об экспертизе» [8]. Как показывает опыт, преподаватели, прошедшие обучение по программе, тратят на создание качественного электронного курса на порядок меньше времени, чем те, кто не учился «Методологии…». Дело в том, что основные трудозатраты при разработке электронного курса приходятся на подготовительный этап, когда автор структурирует учебные материалы в соответствии с Рабочей программой учебной дисциплины и поставленными педагогическими целями. Преподаватели, не имеющие таких навыков, обычно недооценивают важность подготовительного этапа, следствием чего является многократное увеличение затрат рабочего времени и сил на разработку электронного курса.

Преподаватели, успешно завершившие обучение по программе «Методология…», осваивают оптимальный алгоритм создания качественных электронных курсов; многие из выпускников программы являются авторами уже нескольких электронных курсов, успешно прошедших экспертизу и активно используемых в учебном процессе.

Желаем слушателям седьмой группы программы «Методология создания и использования электронных курсов» успехов в освоении программы!

Отдел электронных технологий в образовании (ЭТвО) приглашает преподавателей КНИТУ-КАИ и всех заинтересованных лиц принять участие в обсуждении вопросов онлайн-обучения в вузе.

Для связи с отделом ЭТвО можно использовать:

Ждем ваших вопросов и предложений.

Источники

1. Методология создания и использования электронных курсов // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 20.10.2017.

2. Учимся дистанционно // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 24.01.2018.

3. Преподаватели КНИТУ-КАИ успешно осваивают современные образовательные технологии // Новостной материал сайта Отдела электронных технологий в образовании от 30.06.2017.

4. Программа повышения квалификации «Методология создания и использования электронных курсов» глазами выпускников // Новостной материал сайта Отдела электронных технологий в образовании от 22.05.2018.

5. В России появится единый реестр образовательных онлайн-курсов // Российская газета, 08.12.2017.

6. Вузы разделят на три разряда // Коммерсант №182 от 05.10.2018, стр. 4.

7. Экспертиза электронных курсов КНИТУ-КАИ: от Альфы до Омеги // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 06.10.2017.

8. Положение об экспертизе электронных курсов КНИТУ-КАИ (от 21.07.2017).


Автор:
Отдел электронных технологий в образовании

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

ИАЭП развивает сотрудничество с Республиканской клинической больницей

25.04.2024

Стороны разработали дорожную карту дальнейшего взаимодействия

КНИТУ-КАИ стал участником XVIII Российского венчурного форума

25.04.2024

На стенде вуза продемонстрировали перспективные студенческие стартапы

Преподаватель КНИТУ-КАИ разработала образовательную игру по химии

25.04.2024

Светлана Шавалеева получила Гран-при 2024 года от конвента авторов и издателей настольных игр «Граникон» и уже создает новую игру

Эксперт КАИ представил поддержанные эндаумент-фондом проекты

25.04.2024

Завкафедрой ЭУП рассказал участникам экологического форума об эффектах экономики замкнутого цикла

Тактико-специальные учения

25.04.2024

На территории опасного производственного объекта – котельной №1 КНИТУ-КАИ – прошли тактико-специальные учения

КАИ на семинаре «Кадровое обеспечение технологического суверенитета»

24.04.2024

Представители Ученого совета и ПИШ КНИТУ-КАИ принимают участие в семинаре-совещании от «Социоцентра»

Студентка КНИТУ-КАИ представит Татарстан на Всероссийской олимпиаде

24.04.2024

Александра Бендрик из ИИЭиП будет защищать честь региона на Всероссийской олимпиаде по истории отечественного предпринимательства

Студентка КНИТУ-КАИ – одна из сильнейших армрестлеров России

24.04.2024

КАИстка Екатерина Прусакова стала серебряным призером Чемпионата России по армрестлингу

Выбери парки и дворы для благоустройства

24.04.2024

Голосуй за природную достопримечательность Ново-Савиновского района Казани