Отображение сетевого контента (Глобально) Отображение сетевого контента (Глобально)

Ректорский семинар «Цифровые образовательные технологии в КНИТУ-КАИ»

17.12.2018

Методический семинар, проведенный ректором, был посвящен различным вопросам создания и применения онлайн-курсов.

В рамках исполнения решений ученого совета КНИТУ-КАИ (Протокол №5 от 28 мая 2018 года) по вопросу «О цифровизации КНИТУ-КАИ» 14 декабря ректор университета Альберт Гильмутдинов провел методический семинар «Цифровые образовательные технологии в КНИТУ-КАИ».

В рамках семинара были рассмотрены три вопроса:

  • - онлайн-курсы как основа открытого образования (МООК);
  • - опыт российских вузов в создании и применении онлайн-курсов в обучении;
  • - с чего начать создание и применение онлайн-курсов в КНИТУ-КАИ.

Практическую направленность семинару определил ведущий, Альберт Харисович, задав присутствующим вопросы о том, зачем нужны онлайн-курсы КНИТУ-КАИ и что они дадут преподавателю и студенту.

Справка

Переход обучения в интернет-плоскость начался в 2000-х годах в связи с появлением открытых интернет-курсов, когда известные мировые университеты начали выкладывать в свободный доступ записанные лекции. Спрос на подобные образовательные услуги оказался крайне велик, и уже в 2008 году сформировалась принципиально новая методика образования под названием МООК (Массовые Открытые Онлайн Курсы; англ. MOOC – Massive Open Online Course). Аббревиатура MOOC состоит из четырех отдельных терминов.

  • Massive (массовый): данная форма интернет-обучения предполагает большое количество студентов, не ограниченных географическим положением.
  • Open (открытый): онлайн-обучение бесплатно для всех желающих.
  • Online (онлайн): курсы дистанционного обучения проводятся с использованием средств онлайн-связи. Все материалы находятся в электронном виде в свободном доступе.
  • Course (курс): структурированная и упорядоченная подача информации с определенными целями, правилами работы и временными ограничениями, которые, тем не менее, могут изменяться для каждого отдельного участника.

MOOC – это не просто дистанционные курсы образования, это отдельная методика обучения, включающая в себя большой комплекс разнообразной деятельности. И, как любая методика, MOOC имеет свои достоинства и недостатки.

В качестве примера для формирования представления об онлайн-курсах и МООК можно ознакомиться с мнением Ананта Агарвала, индийского исследователя компьютерной архитектуры, одного из создателей платформы edX (некоммерческий проект МООК, созданный Массачусетским технологическим институтом – MIT и Гарвардским университетом, в который они вложили 60 млн долларов США).

 

 

О разных платформах онлайн-курсов в интернете написано много, например, в 2013 году было опубликовано достаточно полное сравнение, проведенное Алексеем Ница. В 2015 году Андрей Коптелов опубликовал свое мнение (Зачем вам онлайн-образование? Пять причин): «Рынок онлайн-образования достаточно долгое время находился в стадии затяжного старта, ведь первые проекты появились еще в 1990-е годы, а серьезный рост рынка начался только в 2012 году, когда появились три крупнейшие площадки: Coursera, EdX, Udacity».

Весьма полезно, на наш взгляд, ознакомиться с «Белой книгой» Ли Юань и Стефана Пауэлла (JISC CETIS) «МООК и открытое образование: Значение для высшего образования» (2013), где описана история и ключевые характеристики МООК. «Следом за появлением открытых образовательных ресурсов и движения открытого образования (Юань, и др., 2008), впервые появился термин МООК в 2008 году. Его представил Дейв Кормье, когда описывал курс «Коннективизм как теория обучение» Сименса и Даунса. Онлайн-курс изначально был создан для группы из 25 студентов. Они заплатили за курс и проходили его для зачета, в то же время курс был открыт только для зарегистрированных пользователей по всему миру. В результате, более 2 300 человек записались на курс бесплатно (Wikipedia, 2012). В 2011 году Себастьян Трун и его коллеги из Стэнфордского университета открыли доступ на курс, который они преподавали в университете, «Введение в искусственный интеллект», и этот курс привлек 160 000 студентов из более чем 190 стран мира (Wikipedia, 2012). С тех пор МООК стали своеобразным лейблом для многих недавно открывшихся онлайн-курсов от университетов, частных лиц или коммерческих организаций».

Изначальная цель МООК – «открыть» образование и предоставить бесплатный доступ к высшему образованию для большего количества студентов из разных стран.  В отличие от традиционных университетских онлайн курсов, МООК имеют две ключевые черты (Wikipedia, 2012):

  • - Открытый доступ – любой человек может бесплатно стать участником онлайн курса;
  • - Масштаб – в курсе может участвовать бесконечное количество людей».

Основой любого онлайн-курса являются видео-ресурсы: видео-лекции и др. В качестве примера структуры, контента и сценария онлайн-курса мы рассмотрели две площадки:

  • - Проект Coursera, предлагающий «лучшие в мире курсы, онлайн, бесплатно», – «первая ласточка» среди платформ открытых электронных образовательных ресурсов. Он был открыт в августе 2012 года по инициативе профессоров Стэнфордского университета Эндрю Ын (Andrew Ng) и Дафны Коллер (Daphne Koller). Девиз проекта: «Coursera стремится поддержать людей в получении образования с тем, чтобы улучшить их личное и семейное благосостояние, а также благосостояние общества, в котором они живут».
  • - Портал «одного окна» приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации».

К примеру, на Coursera мы выбрали курс Nanotechnology: A Maker’s Course (автор – Duke University, North Carolina State University & The University of North Carolina at Chapel Hill)

 

 

И рассмотрели видео-лекции автора:

 

 

https://www.coursera.org/learn/nanotechnology/lecture/iaVJC/essential-technologies-for-nano-cleanroom

Очевидно, что создание такого видеоресурса – весьма трудоемкий процесс, так как кроме «говорящей головы» необходимо много дополнительных видеоматериалов для оформления и наглядности, а также видеозапись на «натуре».

Портал «одного окна» приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» создан в поддержку онлайн-обучения в российских вузах, поэтому к онлайн-курсам здесь предъявляются достаточно жесткие требования к качеству.

Мы рассмотрели курс «Технология конструкционных материалов», авторами которого являются преподаватели кафедры электронного машиностроения Уральского федерального университета (УрФУ) И. Н. Тихонов, М. А. Лысаков, В.В. Алыбин, А. И. Огородников и В. Н. Гулин.

 

 

https://openedu.ru/course/urfu/TECO/

С методической точки зрения этот курс разработан в соответствии с требованиями ГОС и может быть использован для 13 направлений подготовки. Очень наглядно и четко прописан сценарий обучения, курс рассчитан на 16 недель обучения и соответствует 4 зачетным единицам.

 

 

Здесь можно посмотреть Видеозапись с демонстрацией интерфейса видеолекции (продолжительность 3:22) и Видеозапись с демонстрацией навигации в онлайн-курсе (продолжительность 1:43).

После просмотра нескольких примеров онлайн-курсов участникам семинара были предложены три презентации:

Очень активно прошло обсуждение проблем создания своих и использования чужих онлайн-курсов в нашем вузе.

Подводя итоги обсуждения, Альберт Харисович отметил, что сегодня уже не стоит вопрос «надо или не надо», поскольку онлайн-курсы уже стали реальностью как в мировом, так ив российском образовании. Задача сегодня состоит в готовности наших преподавателей и студентов к жизни в онлайн-среде. Поэтому, по предложению ректора, будет создана соответствующая организационная структура, разработано соответствующее локальное нормативное обеспечение и проработаны средства мотивации преподавателей-авторов в виде грантов.

Как отметил ректор, такие семинары станут регулярными.

Полезные материалы:

Площадки онлайн-курсов:

Об опыте МГУ по созданию онлайн-курсов https://www.youtube.com/watch?v=UeH3xaviyn4

Ассистент кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ Роман Михайлович Янковский https://distant.msu.ru/mod/page/view.php?id=37833

Трудоемкость создания. ТГУ https://ido.tsu.ru/normdocs/elearning/mooc_time.pdf

СПбГЭТУ «ЛЭТИ». Услуги ЦНОТ https://etu.ru/ru/on-line-obuchenie/uslugi-cnot

Открытые онлайн-курсы глазами преподавателей КНИТУ-КАИ (15.12.2017) https://kai.ru/news/new?id=7173697

Электронное обучение в КНИТУ-КАИ глазами преподавателей (23.03.2018) https://kai.ru/news/new?id=9583521

Анант Агарвал: Почему массовые открытые онлайн-курсы (все еще) актуальны https://www.youtube.com/watch?v=rYwTA5RA9eU

М. Барбер, К. Доннелли, С. Ризви, Накануне схода лавины. Высшее образование и грядущая революция // Вопросы образования. 2013. № 3. - С.152-231.


Автор:
Научно-техническая библиотека им. Н. Г. Четаева

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

Московские и нижегородские студенты впечатлены КАИ и Казанью

22.07.2024

Программа Объединенной авиастроительной корпорации «Корпоративная межрегиональная практика» подошла к концу

Выпускник КНИТУ-КАИ Ван Цзяньюань: «Скучаю по КАИ»

22.07.2024

Быть КАИстом перестать невозможно, где бы ты в итоге ни жил и сколько бы времени ни прошло

В России растет доля студентов, удовлетворенных учебой в вузе

22.07.2024

Статистика КНИТУ-КАИ подтверждает данные соцопроса, проведенного ВЦИОМ и платформой «Неравнодушный человек»

КАИсты о КАИ. Карина Вахрушева (ИАЭП):

22.07.2024

«Я верю, что мы достигнем больших вершин»

Федорову Игорю Игоревичу -75

19.07.2024

19 июля 2024 года исполняется 75 лет со дня рождения доцента кафедры КиПЛА Федорова Игоря Игоревича

ПИШ КАИ представила перспективы своего развития

19.07.2024

Выставку передовых инженерных школ развернули на китайско-российском форуме по наращиванию инженерного потенциала

Я - выпускник КАИ

19.07.2024

Радик Хасанов: Верю, будущие выдающиеся конструкторы, будущие руководители высокотехнологичных компаний начинаются здесь, в КАИ!

КАИсты о КАИ. Михаил Демин (ФМФ):

19.07.2024

«Совпало идеально: и город, и направление обучения, и вуз, который можно назвать одним из лучших»

Шайхутдинову Ильязу Гаязовичу - 80

19.07.2024

19 июля исполняется 80 лет старшему преподавателю кафедры теоретической и прикладной механики и математики И.Г. Шайхутдинову