Отображение сетевого контента (Глобально) Отображение сетевого контента (Глобально)

Ректорский семинар «Цифровые образовательные технологии в КНИТУ-КАИ»

17.12.2018

Методический семинар, проведенный ректором, был посвящен различным вопросам создания и применения онлайн-курсов.

В рамках исполнения решений ученого совета КНИТУ-КАИ (Протокол №5 от 28 мая 2018 года) по вопросу «О цифровизации КНИТУ-КАИ» 14 декабря ректор университета Альберт Гильмутдинов провел методический семинар «Цифровые образовательные технологии в КНИТУ-КАИ».

В рамках семинара были рассмотрены три вопроса:

  • - онлайн-курсы как основа открытого образования (МООК);
  • - опыт российских вузов в создании и применении онлайн-курсов в обучении;
  • - с чего начать создание и применение онлайн-курсов в КНИТУ-КАИ.

Практическую направленность семинару определил ведущий, Альберт Харисович, задав присутствующим вопросы о том, зачем нужны онлайн-курсы КНИТУ-КАИ и что они дадут преподавателю и студенту.

Справка

Переход обучения в интернет-плоскость начался в 2000-х годах в связи с появлением открытых интернет-курсов, когда известные мировые университеты начали выкладывать в свободный доступ записанные лекции. Спрос на подобные образовательные услуги оказался крайне велик, и уже в 2008 году сформировалась принципиально новая методика образования под названием МООК (Массовые Открытые Онлайн Курсы; англ. MOOC – Massive Open Online Course). Аббревиатура MOOC состоит из четырех отдельных терминов.

  • Massive (массовый): данная форма интернет-обучения предполагает большое количество студентов, не ограниченных географическим положением.
  • Open (открытый): онлайн-обучение бесплатно для всех желающих.
  • Online (онлайн): курсы дистанционного обучения проводятся с использованием средств онлайн-связи. Все материалы находятся в электронном виде в свободном доступе.
  • Course (курс): структурированная и упорядоченная подача информации с определенными целями, правилами работы и временными ограничениями, которые, тем не менее, могут изменяться для каждого отдельного участника.

MOOC – это не просто дистанционные курсы образования, это отдельная методика обучения, включающая в себя большой комплекс разнообразной деятельности. И, как любая методика, MOOC имеет свои достоинства и недостатки.

В качестве примера для формирования представления об онлайн-курсах и МООК можно ознакомиться с мнением Ананта Агарвала, индийского исследователя компьютерной архитектуры, одного из создателей платформы edX (некоммерческий проект МООК, созданный Массачусетским технологическим институтом – MIT и Гарвардским университетом, в который они вложили 60 млн долларов США).

 

 

О разных платформах онлайн-курсов в интернете написано много, например, в 2013 году было опубликовано достаточно полное сравнение, проведенное Алексеем Ница. В 2015 году Андрей Коптелов опубликовал свое мнение (Зачем вам онлайн-образование? Пять причин): «Рынок онлайн-образования достаточно долгое время находился в стадии затяжного старта, ведь первые проекты появились еще в 1990-е годы, а серьезный рост рынка начался только в 2012 году, когда появились три крупнейшие площадки: Coursera, EdX, Udacity».

Весьма полезно, на наш взгляд, ознакомиться с «Белой книгой» Ли Юань и Стефана Пауэлла (JISC CETIS) «МООК и открытое образование: Значение для высшего образования» (2013), где описана история и ключевые характеристики МООК. «Следом за появлением открытых образовательных ресурсов и движения открытого образования (Юань, и др., 2008), впервые появился термин МООК в 2008 году. Его представил Дейв Кормье, когда описывал курс «Коннективизм как теория обучение» Сименса и Даунса. Онлайн-курс изначально был создан для группы из 25 студентов. Они заплатили за курс и проходили его для зачета, в то же время курс был открыт только для зарегистрированных пользователей по всему миру. В результате, более 2 300 человек записались на курс бесплатно (Wikipedia, 2012). В 2011 году Себастьян Трун и его коллеги из Стэнфордского университета открыли доступ на курс, который они преподавали в университете, «Введение в искусственный интеллект», и этот курс привлек 160 000 студентов из более чем 190 стран мира (Wikipedia, 2012). С тех пор МООК стали своеобразным лейблом для многих недавно открывшихся онлайн-курсов от университетов, частных лиц или коммерческих организаций».

Изначальная цель МООК – «открыть» образование и предоставить бесплатный доступ к высшему образованию для большего количества студентов из разных стран.  В отличие от традиционных университетских онлайн курсов, МООК имеют две ключевые черты (Wikipedia, 2012):

  • - Открытый доступ – любой человек может бесплатно стать участником онлайн курса;
  • - Масштаб – в курсе может участвовать бесконечное количество людей».

Основой любого онлайн-курса являются видео-ресурсы: видео-лекции и др. В качестве примера структуры, контента и сценария онлайн-курса мы рассмотрели две площадки:

  • - Проект Coursera, предлагающий «лучшие в мире курсы, онлайн, бесплатно», – «первая ласточка» среди платформ открытых электронных образовательных ресурсов. Он был открыт в августе 2012 года по инициативе профессоров Стэнфордского университета Эндрю Ын (Andrew Ng) и Дафны Коллер (Daphne Koller). Девиз проекта: «Coursera стремится поддержать людей в получении образования с тем, чтобы улучшить их личное и семейное благосостояние, а также благосостояние общества, в котором они живут».
  • - Портал «одного окна» приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации».

К примеру, на Coursera мы выбрали курс Nanotechnology: A Maker’s Course (автор – Duke University, North Carolina State University & The University of North Carolina at Chapel Hill)

 

 

И рассмотрели видео-лекции автора:

 

 

https://www.coursera.org/learn/nanotechnology/lecture/iaVJC/essential-technologies-for-nano-cleanroom

Очевидно, что создание такого видеоресурса – весьма трудоемкий процесс, так как кроме «говорящей головы» необходимо много дополнительных видеоматериалов для оформления и наглядности, а также видеозапись на «натуре».

Портал «одного окна» приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» создан в поддержку онлайн-обучения в российских вузах, поэтому к онлайн-курсам здесь предъявляются достаточно жесткие требования к качеству.

Мы рассмотрели курс «Технология конструкционных материалов», авторами которого являются преподаватели кафедры электронного машиностроения Уральского федерального университета (УрФУ) И. Н. Тихонов, М. А. Лысаков, В.В. Алыбин, А. И. Огородников и В. Н. Гулин.

 

 

https://openedu.ru/course/urfu/TECO/

С методической точки зрения этот курс разработан в соответствии с требованиями ГОС и может быть использован для 13 направлений подготовки. Очень наглядно и четко прописан сценарий обучения, курс рассчитан на 16 недель обучения и соответствует 4 зачетным единицам.

 

 

Здесь можно посмотреть Видеозапись с демонстрацией интерфейса видеолекции (продолжительность 3:22) и Видеозапись с демонстрацией навигации в онлайн-курсе (продолжительность 1:43).

После просмотра нескольких примеров онлайн-курсов участникам семинара были предложены три презентации:

Очень активно прошло обсуждение проблем создания своих и использования чужих онлайн-курсов в нашем вузе.

Подводя итоги обсуждения, Альберт Харисович отметил, что сегодня уже не стоит вопрос «надо или не надо», поскольку онлайн-курсы уже стали реальностью как в мировом, так ив российском образовании. Задача сегодня состоит в готовности наших преподавателей и студентов к жизни в онлайн-среде. Поэтому, по предложению ректора, будет создана соответствующая организационная структура, разработано соответствующее локальное нормативное обеспечение и проработаны средства мотивации преподавателей-авторов в виде грантов.

Как отметил ректор, такие семинары станут регулярными.

Полезные материалы:

Площадки онлайн-курсов:

Об опыте МГУ по созданию онлайн-курсов https://www.youtube.com/watch?v=UeH3xaviyn4

Ассистент кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ Роман Михайлович Янковский https://distant.msu.ru/mod/page/view.php?id=37833

Трудоемкость создания. ТГУ https://ido.tsu.ru/normdocs/elearning/mooc_time.pdf

СПбГЭТУ «ЛЭТИ». Услуги ЦНОТ https://etu.ru/ru/on-line-obuchenie/uslugi-cnot

Открытые онлайн-курсы глазами преподавателей КНИТУ-КАИ (15.12.2017) https://kai.ru/news/new?id=7173697

Электронное обучение в КНИТУ-КАИ глазами преподавателей (23.03.2018) https://kai.ru/news/new?id=9583521

Анант Агарвал: Почему массовые открытые онлайн-курсы (все еще) актуальны https://www.youtube.com/watch?v=rYwTA5RA9eU

М. Барбер, К. Доннелли, С. Ризви, Накануне схода лавины. Высшее образование и грядущая революция // Вопросы образования. 2013. № 3. - С.152-231.


Автор:
Научно-техническая библиотека им. Н. Г. Четаева

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

«Умников и умниц» наградили дипломами и памятными подарками

26.04.2024

Завершился конкурс-викторина «Знаешь ли ты Alma mater?»

Мяч мужской сборной КАИ по регби стал серебряным

26.04.2024

Завершился финальный тур Чемпионата студенческой регбийной лиги Татарстана

Аспирантка КНИТУ-КАИ стала одной из лучших на конференции МФТИ

26.04.2024

Работа Марии Орловой, представляющей кафедру лазерных и аддитивных технологий вуза, отмечена среди 17 докладов секции ВТМ

ИАЭП развивает сотрудничество с Республиканской клинической больницей

26.04.2024

Стороны разработали дорожную карту дальнейшего взаимодействия

КНИТУ-КАИ стал участником XVIII Российского венчурного форума

25.04.2024

На стенде вуза продемонстрировали перспективные студенческие стартапы

Преподаватель КНИТУ-КАИ разработала образовательную игру по химии

25.04.2024

Светлана Шавалеева получила Гран-при 2024 года от конвента авторов и издателей настольных игр «Граникон» и уже создает новую игру

Тактико-специальные учения

25.04.2024

На территории опасного производственного объекта – котельной №1 КНИТУ-КАИ – прошли тактико-специальные учения

Эксперт КАИ представил поддержанные эндаумент-фондом проекты

25.04.2024

Завкафедрой ЭУП рассказал участникам экологического форума об эффектах экономики замкнутого цикла

КАИ на семинаре «Кадровое обеспечение технологического суверенитета»

24.04.2024

Представители Ученого совета и ПИШ КНИТУ-КАИ принимают участие в семинаре-совещании от «Социоцентра»