Как создать онлайн-курс с нуля? Опыт университета EdMarket

04.10.2019

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения».

Новый этап развития электронного обучения в КНИТУ-КАИ, начавшийся весной текущего года, состоит в том, что наряду с веб-поддержкой очного обучения (что стало уже повседневной практикой) дан старт разработке онлайн-курсов. Вопросам онлайн-образования и, в частности, его внедрения в нашем университете посвящено множество публикаций данной рубрики – см. [1] – [6].

Сегодня создание онлайн-курсов, внедрение онлайн-обучения выходят за рамки университетов, всё более превращаясь в мощную индустрию, с одной стороны, и в объект пристального исследования – с другой. Возникают компании, которые не только создают высококачественные современные онлайн-курсы и реализуют различные образовательные проекты, но ещё и осуществляют подготовку специалистов в разных сферах, связанных с образованием онлайн – методистов, продюсеров, разработчиков онлайн-курсов, руководителей проектов, менеджеров продаж онлайн-курсов и т. д. Одним из таких университетов профессий сферы онлайн-образования является EdMarket [7].

Предлагаем ознакомиться с видеозаписью и другими материалами вебинара компании EdMarket «Создаём онлайн-курс: с нуля до разработки линейки продуктов» от 24 сентября 2019 года [8]. Спикер вебинара – Марина Литвинова – программный и методический директор компании EdMarket, продюсер онлайн-курсов – рассказывает об этапах  проектирования онлайн-курсов и приводит пошаговую схему их создания.

Остановимся коротко на основных моментах этого процесса.

Учебная цель – путеводная звезда методиста

Учебные цели, ожидаемые результаты обучения – это то, ради чего вообще создаются онлайн-курсы. Напомним, что по используемой в менеджменте методике SMART, цели любого проекта (в том числе и образовательного) должны обладать рядом характеристик. Это – конкретность (Specificity), измеримость (Measurability), достижимость (Attainability), уместность (Relevanсe) и ограниченность во времени (Time-boundedness) – см. Рис.1.

После того, как учебные цели определены на SMART-уровне, их необходимо конкретизировать, т. е. выстроить всю иерархию целей и для каждого её уровня (знание, понимание, использование, синтез, анализ, оценка) сформулировать соответствующие задачи обучения. Основным инструментарием здесь является таксономия Б. Блума [9] – см. Рис.2. Согласно заложенным в ней принципам, каждый элемент контента должен быть подчинён определённой цели.

 

Рис. 1. Требования к учебным целям по методике SMART

 

Рис. 2. Иерархия учебных целей и типизация задач по таксономии Блума

 

Матрица ролей и компетенций – формируем команду МООК

Создание онлайн-курса – сложный и длительный процесс, требующий совместной работы различных специалистов. Специалистами EdMarket разработан Атлас ролей и компетенций образовательного проекта, где подробно описаны сферы ответственности и функции участников команды разработчиков на всех стадиях жизненного цикла МООК: до, во время и после обучения. На Рис. 3 показана взаимосвязь этих сфер ответственности и соответствующий функционал.

 

Рис. 3. Взаимосвязь сфер деятельности на разных этапах жизненного цикла онлайн-курса

 

В материалах вебинара [8] можно найти подробное описание основных ролей участников команды МООК. Так, на стадии разработки онлайн-курса основными «игроками» команды являются методист и предметный эксперт, группа специалистов видеопроизводства, дизайнер, возможно, ещё и сценарист, а также «администратор» – специалист, обеспечивающий организацию курса на платформе онлайн-образования. При создании сложного контента с использованием объектов виртуальной или дополненной реальности, векторной графики, анимаций, тренажёров и т. д. необходимо привлечение IT-специалистов. На стадии эксплуатации МООК на первый план выходят тьюторы, куратор курса, администратор и ведущий образовательного процесса – т. е. все те, кто будет сопровождать процесс обучения. По завершении обучения очередного потока слушателей возникают задачи, связанные, во-первых, с работой с выпускниками, маркетинговыми исследованиями, во-вторых – с обновлением и технической поддержкой курса. В Атласе профессии подробно прописаны производственные функции каждой роли. Заметим, что количество участников (людей), вообще говоря, не совпадает с количеством ролей – всё зависит от размера проекта. В небольших проектах один человек может выполнять сразу несколько ролей (как, например, в известном телепроекте  «Сам себе режиссёр»), в крупном проекте, напротив, на одну роль может назначаться несколько участников.

 Скачать Атлас можно в [10].

Формат публикации не позволяет нам осветить опыт EdMarket в решении названных (и прочих) задач онлайн-обучения. Предлагаем преподавателям КНИТУ-КАИ ознакомиться с ними самостоятельно.

Коллектив ОЭТвО открыт для обсуждения любых аспектов электронного обучения в КНИТУ-КАИ, в том числе и вопросов разработки и использования онлайн-курсов. Для связи с Отделом ЭТвО вы можете использовать:

Ждём Ваших вопросов и предложений.

Источники:

  1. МООКи от КНИТУ-КАИ – ключ на старт! (19.04.2019).
  2. МООКи от КНИТУ-КАИ – вторая ступень подготовительного этапа (17.05.2019).
  3. Онлайн-образование в России: быть в курсе тенденций (20.09.2019)
  4. Онлайн-обучение в КНИТУ-КАИ: задачи разработки учебного медиаконтента (22.02.2019).
  5. Семь жизней онлайн-преподавателя (21.10.2018)
  6. Онлайн-курс как эффективный инструмент современного образования (21.09.2018)
  7. Официальный сайт компании EdMarket
  8. Создаём онлайн-курс: с нуля до разработки линейки продуктов // Материалы вебинара компании EdMarket от 24.09.2019 (материалы доступны для скачивания)
  9. Таксономия Блума // Newtonew – образовательный портал.
  10. Атлас ролей и компетенций в образовательном проекте (материалы доступны для скачивания)

Автор:
Отдел электронных технологий в образовании