Отображение сетевого контента (Глобально) Отображение сетевого контента (Глобально)

Онлайн-обучение в КНИТУ-КАИ: задачи разработки учебного медиаконтента

22.02.2019

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения».

Вопрос о необходимости внедрения онлайн-обучения в КНИТУ-КАИ долгое время оставался предметом дискуссий. Сегодня решение по этому вопросу уже принято – см. материал [1], посвящённый итогам учебно-методических семинаров по проблемам внедрения онлайн-обучения, состоявшихся в университете в конце января – начале февраля 2019 года. На семинарах обсуждались цели перехода КНИТУ-КАИ на новый уровень применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также необходимые для этого условия: организационные, финансовые, нормативно-правовые, кадровые и методологические. Каждый из названных аспектов требует самостоятельного рассмотрения. Остановимся здесь лишь на вопросах методологии онлайн-обучения, точнее – на требованиях к медиаресурсам как основной форме представления материалов в массовых открытых онлайн-курсах (МООК).

Цифровой прогресс изменил мир до неузнаваемости. Сконструированная «видеосреда» уже стала привычной для наших современников. Миллионы людей сегодня вполне уверенно ориентируются в виртуальном пространстве. Студенты (и даже школьники) не только предпочитают общаться онлайн, но и учебную информацию хотели бы получать с помощью цифровых гаджетов, приложений и сервисов.

Онлайн-курсы требуют создания принципиально иных форм представления учебных материалов: традиционные форматы (лекции, конспекты, учебная литература) вытесняются в них медиаресурсами. Современные преподаватели вуза в гораздо бо́льших объёмах, чем даже несколько лет назад, используют средства визуализации учебного контента. Общепризнано, что наглядность учебных материалов способствует достижению более высоких результатов обучения – при условии, что эти материалы выполнены на высоком техническом и методологическом уровне.

Отдел электронных технологий в образовании (ЭТвО) ведёт большую работу по изучению и популяризации передового опыта российских и зарубежных вузов в области создания и использования учебного видеоконтента (см. материалы [2], [3], [4], а также [5], где, в частности, анализируются итоги онлайн семинара [6]).

Как было подчёркнуто в докладе «Разработка и актуализация учебного медиаконтента», сделанном Игорем Ермолаевым, ведущим инженером-программистом Отдела ЭТвО на семинарах [1], обеспечение должного качества учебного медиаконтента – очень сложная задача, решение которой требует комплексного подхода. Ещё на подготовительном этапе разработки собственных МООК в вузе необходимо принять во внимание множество объективных трудностей на этом пути, учесть целый ряд требований к создаваемым учебным медиаресурсам. Самое главное:

  • - Учебное видео должно быть «самодостаточным» для выполнения возложенной на него образовательной функции, то есть при его просмотре обучающиеся должны получить полноценную учебную информацию и усвоить её, не используя других учебных материалов. Необходимо спроектировать чёткий педагогический сценарий учебного видео, который будет задавать логические связи между компонентами, представляемыми в видеоматериале.
  • - Необходимо правильно встроить компоненты учебного видео в сценарий онлайн курса, в противном случае его использование не будет обеспечивать достижение предусмотренных программой курса компетенций.
  • - Необходимо иметь в виду, что к структуре и дизайну онлайн-курсов предъявляются требования как со стороны самих вузов-эмитентов, так и со стороны агрегаторов, на чьих платформах предполагается размещение и использование МООК.
  • - Существует множество дидактических и технических требований в видеоматериалам: к длительности (так, например, по современным представлениям, длительность отдельных видеофильмов должна составлять 7-8 минут), скорости речи, фону, цветам одежды спикера, его дикции, осанке и т.д. (см., например, [7]).
  • - Непосредственной видеосъёмке должна предшествовать весьма значительная работа по проверке учебных материалов на легитимность, соблюдение авторских прав (правил Copyright).

Чтобы выполнить перечисленные требования, в вузе необходимо провести большую работу и с преподавателями-авторами МООК, и с техническими специалистами, участвующими в процессе разработки. Желательно, чтобы они прошли обучение на онлайн-курсах по соответствующей тематике. Особенно ценен здесь опыт вузов, занимающих на данный момент высокие позиции  в сфере онлайн-образования, например, Уральский федеральный и Томский государственный  университеты. Очень полезными, на наш взгляд, могу оказаться курсы Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова [8], созданные в рамках проекта «Университет без границ» [9]. (Важно: до конца 2019 года они бесплатны, причём обучение на них не привязано к конкретным датам). Один из этих курсов – Основы видеопроизводства для МООК [10] – посвящён непосредственно вопросам создания видеоконтента онлайн-курсов на всех этапах производственного цикла. Помимо общих принципов разработки видеоматериалов, в курсе рассматривается ряд жанровых форм, наиболее характерных для МООК. Курс нацелен на то, что освоившие его слушатели, даже не будучи профессионалами в области видеопроизводства, смогут применить полученные компетенции на практике при разработке видеоконтента создаваемых ими МООК.

В феврале прошлого года Отдел ЭтВО проводил анкетирование [11] ППС КНИТУ-КАИ по теме:

«Учебное видео в КНИТУ-КАИ глазами преподавателей»

Предлагаем преподавателям университета снова ответить на вопросы анкеты – мы уверены, что теперь на многие вопросы они посмотрят несколько иначе.

 

 

Коллектив Отдела ЭТвО открыт для обсуждения любых инициатив, связанных с электронным обучением, в том числе и с вопросами создания учебного медиаконтента и использования его в онлайн-курсах.

Для связи с Отделом ЭТвО можно использовать:

Ждём Ваших вопросов и предложений.

Источники

1. Онлайн-обучение в КНИТУ-КАИ: учебно-методические семинары // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 08.02.2019.

2. Учебный видеоконтент в инженерном образовании (часть 1) // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 15.06.2018.

3. Учебный видеоконтент в инженерном образовании (часть 2) // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 29.06.2018.

4. Медиа в современном образовании: не упустить возможности… // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 09.02.2018.

5. Учебное видео в системе подготовки технических специалистов // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 06.04.2018.

6. Научно-методический  онлайн-семинар «Образовательные инициативы в области электронного и дистанционного обучения: отечественный и зарубежный опыт» (21 – 22 марта 2018 г.).

7. Н.А. Пархоменко, С.А. Золотухин. Основные подходы к разработке учебного видео в массовых открытых онлайн-курсах // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, № 2 (46), 2018.

8. Курсы повышения квалификации для преподавателей МГУ им. М. В. Ломоносова (проект «Университет без границ»).

9. Опыт МГУ в онлайн-обучении. Проект «Университет без границ» // Материал рубрики «Новости» Портала КНИТУ-КАИ от 18.02.2019.

10. Основы видеопроизводства для МООК (курс повышения квалификации МГУ им. М.В.Ломоносова).

11. Анкета для онлайн-опроса «Учебное видео в КНИТУ-КАИ глазами преподавателей».


Автор:
Отдел электронных технологий в образовании / Научно-техническая библиотека им. Н. Г. Четаева

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

Московские и нижегородские студенты впечатлены КАИ и Казанью

22.07.2024

Программа Объединенной авиастроительной корпорации «Корпоративная межрегиональная практика» подошла к концу

Выпускник КНИТУ-КАИ Ван Цзяньюань: «Скучаю по КАИ»

22.07.2024

Быть КАИстом перестать невозможно, где бы ты в итоге ни жил и сколько бы времени ни прошло

В России растет доля студентов, удовлетворенных учебой в вузе

22.07.2024

Статистика КНИТУ-КАИ подтверждает данные соцопроса, проведенного ВЦИОМ и платформой «Неравнодушный человек»

КАИсты о КАИ. Карина Вахрушева (ИАЭП):

22.07.2024

«Я верю, что мы достигнем больших вершин»

Федорову Игорю Игоревичу -75

19.07.2024

19 июля 2024 года исполняется 75 лет со дня рождения доцента кафедры КиПЛА Федорова Игоря Игоревича

ПИШ КАИ представила перспективы своего развития

19.07.2024

Выставку передовых инженерных школ развернули на китайско-российском форуме по наращиванию инженерного потенциала

Я - выпускник КАИ

19.07.2024

Радик Хасанов: Верю, будущие выдающиеся конструкторы, будущие руководители высокотехнологичных компаний начинаются здесь, в КАИ!

КАИсты о КАИ. Михаил Демин (ФМФ):

19.07.2024

«Совпало идеально: и город, и направление обучения, и вуз, который можно назвать одним из лучших»

Шайхутдинову Ильязу Гаязовичу - 80

19.07.2024

19 июля исполняется 80 лет старшему преподавателю кафедры теоретической и прикладной механики и математики И.Г. Шайхутдинову