Отображение сетевого контента
Массовые открытые онлайн курсы (МООК)
Массовые открытые онлайн курсы (МООК; англ.: МООС – Massive Open Online Courses) – открытые электронные курсы, доступные через Интернет, рассчитанные на обучение большого количества слушателей. Датой возникновения МООК как формы дистанционного образования считается 2008 год, хотя сам термин «MOOC» был предложен только в 2010 году – его автором является Дэйв Кормье (Dave Cormier) из университета Острова Принца Эдуарда (Канада).
Популярность МООК сегодня стремительно растёт: увеличивается число поставщиков MOOК, количество вузов, принимающих участие в их создании, количество курсов и число обучаемых.
Наряду с количественными изменениями, имеют место и качественные – это «тяготение» к современным мультимедийным технологиям (использование HD видео, 3D-миров, дополненной и виртуальной реальности, cave-технологий, элементов геймификации), усиление интерактивной и коммуникативной составляющих обучения.
Современная цифровая образовательная среда (СЦОС)
Качественный скачок в области развития онлайн образования является целью реализации приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», утверждённого Правительством Российской Федерации 25 октября 2016 года в рамках реализации государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Каталог открытых онлайн курсов, созданный в рамках СЦОС, является агрегатором открытых онлайн курсов от различных поставщиков и обеспечивает развитый интерфейс для поиска онлайн курсов по различным критериям, включая предметную область, дисциплину и направление подготовки (название основной образовательной программы).
Возможность реализации приоритетного национального проекта СЦОС была обеспечена за счёт предтечи — Национальной платформы открытого образования.
Национальная платформа открытого образования (НПОО)
Заметным событием в мире образования стало создание (в 2015 году) «Национальной платформы открытого образования», предлагающей онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах. Платформа создана Ассоциацией "Национальная платформа открытого образования", учрежденной ведущими университетами России: МГУ, СПбПУ, СПбГУ, НИТУ «МИСиС», НИУ «ВШЭ», МФТИ, УрФУ и ИТМО по инициативе Министерства образования и науки РФ.
Ведущие поставщики MOOC
Проект Coursera, предлагающий «самые лучшие в мире курсы, онлайн, бесплатно», – первая «ласточка» среди платформ открытых электронных образовательных ресурсов – она была открыта в августе 2012 г. по инициативе профессоров Стэнфордского университета Эндрю Ын (Andrew Ng) и Дафны Коллер (Daphne Koller).
Девиз проекта: «Coursera стремится поддержать людей в получении образования с тем, чтобы улучшить их личное и семейное благосостояние, а также – благосостояние общества, в котором они живут».
На начало апреля 2015 г. на платформе было представлено 1005 курсов от 117 университетов и организаций – партнёров проекта, число обучающихся и уже завершивших обучение составляло около 12,3 млн. человек. Для сравнения: в апреле 2014 г. число курсов составляло 642, число университетов – 108, пользователей – около 7, 5 млн. – то есть за год больше всего выросло количество обучаемых (боле, чем на 60%), число курсов возросло на 56%, число университетов-партнёров – примерно на 8%. (Такой медленный рост числа партнёров, очевидно, говорит о большой избирательности Coursera в установлении партнёрских отношений.)
Советуем прочитать:
«Опыт получения Data Science specialization на Coursera за 6 месяцев»
Проект EdX – один из «китов» открытого электронного обучения.
Основателями проекта, запущенного в 2012 г., явились 3 ведущих университета:
- Массачусетский технологический институт
- Гарвардский университет
- Университет Беркли, Калифорния
Девиз проекта: «Учись, развлекайся, развивай в себе тягу к познанию и к приобретению навыков, которые могут изменить твою жизнь».
На начало апреля 2015 г. на платформе EdX доступен 471 курс по самой разной тематике.
«Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ» —образовательный проект, целями которого является свободное распространение знаний и дистанционное обучение.
Основанный в 2003 году, «ИНТУИТ», по существу, стал предтечей современных площадок МООК.
Видеотека «ИНТУИТа» насчитывает несколько тысяч часов лекций известных профессоров и докладов учёных.
Материалы «ИНТУИТа» используются в учебном процессе в более 500 вузов в Российской Федерации и других странах.
Stepik (до августа 2016 г. – Stepic) – российский некоммерческий проект, крупная образовательная платформа и конструктор онлайн-курсов и уроков.
Разработка платформы началась в 2013 году.
Значительная часть курсов посвящена IT-тематике.
Отличительными особенностями платформы Stepik являются разнообразие предоставляемых типов упражнений (некоторые из которых специально разработаны для обучения навыкам программирования) и то, что каждый рядовой пользователь может бесплатно разработать и разместить свой электронный курс.
Именно на этой платформе планируется разместить первые МООКи, разрабатываемые в КНИТУ-КАИ.
Udacity — частная образовательная организация, основанная в 2012 г. Себастьяном Труном (Sebastian Thrun), Дэвидом Ставенсом (David Stavens) и Майклом Сокольски (Mike Sokolsky) в результате расширения программы по информатике В том же, 2012 году Себастьян Трун был отмечен газетой The Guardian как человек, внёсший существенный вклад в развитие открытого Интернета.
Цель проекта, по словам его основателей, – демократизация образования.
Все электронные курсы на платформе Udacity бесплатны и доступны через Интернет всем желающим.
Вначале пользователям предлагалось всего 6 курсов. По состоянию на начало апреля 2015 года общее число курсов на Udacity составляет 76, а количество обучаемых (и уже завершивших обучение) – десятки тысяч человек.
Курсы поделены на 3 уровня: «Beginner» (начальный уровень), «Intermediate» (промежуточный уровень), «Advanced» (продвинутый уровень). Курсы, в основном, на английском языке.
Future Learn — частная компания, принадлежащая The Open University — университету с более чем 40-летним опытом дистанционного обучения. Компания создана в 2013 г. В настоящее время (сентябрь 2015 г.) партнёрами компании являются более 70 ведущих вузов, компаний и организаций, в том числе Британский музей, компании BBC, Marks & Spencer, правительство Великобритании. Количество обученных на курсах за годы существования платформы превысило 2 млн. человек.
«Универсариум» — открытая система электронного образования, предлагающая всем желающим бесплатные образовательные программы от лучших университетов России: МИФИ, МФТИ, МГУ. Всего (на начало апреля 2015 г.) запущено 63 курса по 22 категориям; число зарегистрированных пользователей Портала, превышает 367 тыс. человек.
Как заявляют создатели проекта,
- Миссия проекта — предоставить возможность получения качественного образования от лучших российских преподавателей и ведущих университетов для миллионов российских граждан.
- «Универсариум» отбирает самых известных и интересных преподавателей. Вам точно не будет скучно!
- «Универсариум» предлагает индивидуальные программы обучения из разных областей: химия, история, электроника, философия, маркетинг и многое другое. Можно проходить курсы по очереди или сразу несколько.
- Электронные курсы на «Универсариуме» имеют удобную структуру.
- Главное в обучении — это система – поэтому каждый курс разбит на модули: сначала предлагаются видеолекции, потом самостоятельная работа, домашнее задание дополнительная литература и тесты.
- Ваша главная награда — знания! Не пугайтесь тестов и проверочных работ. В «Универсариуме» никого ни за что не отчисляют!
«Лекториум» – русскоязычный просветительский проект МООС, развивающий два направления:
- Медиатека – коллекция видеолекций лучших лекторов России. Все материалы публикуются только по согласованию с лекторами и учебными заведениями. Доступ к библиотеке видео – свободный и бесплатный.
- MOOC (Massive Online Open Course) – онлайн курсы нового поколения.
На начало апреля 2015 г. в проекте участвуют более 20 вузов-партнёров и 50 000 студентов. Электронные курсы содержат более 4 000 часов видео.
Приведём цитату о МООС директора проекта Якова Сомова:
«MOOC — это технология, которая состоит из пяти компонентов:
- первый — видеоролики, записанные в студии специально для этого курса, которые длятся 7–10 минут;
- второй — тесты и домашние задания, проверку которых можно автоматизировать,
- третий — обратная связь, общение на форумах, вебинары,
- четвертый — дедлайны;
- пятый — массовость.
Если убрать какой-то из этих компонентов, то получится другой продукт».
https://www.lektorium.tvHTML Academy – Портал интерактивных онлайн-курсов по HTML и CSS – предлагает пользователям большое количество курсов по очень востребованным сегодня технологиям создания веб-документов: языку HTML и спецификации CSS. Портал содержит курсы разного уровня сложности – от новичка до профессионала. Большую помощь в выборе курса оказывает пользователям наличие «Карты обучения», которая показывает в какой последовательности лучше изучать курсы. Удобно наличие ознакомительного курса, который «погружает» обучаемого в изучаемую среду. Ознакомившись с эти курсом, хочет пройти и другие!
Принцип интерактивности, вызывающий интерес к обучению, лежит в основе всех курсов Проекта. В отличие от ознакомительного курса, они требуют регистрации, хотя и являются бесплатными. Это необходимо для организации личного кабинета обучаемого.
Наряду с бесплатными курсами, портал HTMLAcademy предлагает также платный интенсив-курс, рассчитанный на 1 месяц.
Раздел «Ресурсы» сайта Центра новых образовательных технологий на Портале Уральского Федерального Университета содержит более 30 электронных курсов по разнообразной тематике.
Все курсы абсолютно бесплатные и не требуют регистрации.
Каждый ресурс имеет чёткую структуру и богатый медиаконтент.
Анализу электронных образовательных ресурсов Центра новых образовательных технологий УрФУ посвящена заметка «Электронные образовательные ресурсы УрФУ – чем они интересны для КНИТУ-КАИ?».
http://media.ls.urfu.ru/cet/1292
Коллекция бесплатных микролекций Академиии Хана
(Коллекция содержит более 4200 микролекций на английском языке. Требуется бесплатная регистрация через социальные сети или Email.)
Udemy – это популярная платформа, где любой пользователь моет создать свой собственный курс и начать обучения. Этим Udemy похожа на Stepik, однако большинство курсов платные, поэтому, строго говоря, это не совсем платфома МООК. Однако, на платформе размещено более 100 тыс. курсов, что позволяет найти курс на свой вкус и по приемлемой цене или же бесплатный. Очень полезная и приятная опция – это возможность возврата денег в течении 30 дней с момента оплаты.
Что прочитать про МООК?
Предлагаем Вам ознакомиться со следующими материалами Отдела электронных технологий в образовании, посвящёнными вопросам создания и использования МООК:
Мифы и рифы онлайн образования (20.04.2018)
Мифы и рифы онлайн образования (продолжение) (04.05.2018)
Массовые открытые онлайн-курсы (MOOCs) в университетском образовании (09.03.2018)
Открытые онлайн-курсы: опыт Томского государственного университета (17.11.2017)
Онлайн-курсы и ресурс «Одного окна» (03.11.2017)
Электронное обучение в КНИТУ-КАИ – «хождение по МООСам» или прогрессивное развитие? (16.03.2015)
См. также: